Первый серийный ЛаГГ-3, собранный на горьковском авиазаводе №21 в феврале 1941 года. |
И-301 (ЛаГГ-1)
Два прототипа, которые проходили испытания в 1940-1941 годах. Их характерной особенностью была очень тщательная отделка поверхности. Для снижения аэродинамического сопротивления и улучшения летных данных эти самолеты целиком покрыли лаком и отполировали до зеркального блеска.
И-301 был оснащен двигателем Климова ВК-105 П мощностью 1050 л. с. Топливо размещалось в трех баках - фюзеляжном и двух центропланных. Консольные баки отсутствовали, поэтому дальность полета не превышала 560 км.
Вооружение было исключительно мощным: 23-мм мотор-пушка Таубина МП-6, установленная между блоков цилиндров двигателя и стрелявшая сквозь полый вал винта, два крупнокалиберных синхронных пулемета БС и два синхропулемета ШKAC калибра 7,62 мм. Все вооружение размещалось в носовой части фюзеляжа.
По огневой мощи И-301 превосходил все тогдашние советские одномоторные истребители.
ЛаГГ-3 1-й серии
Когда И-301 уже проходил испытания, ВВС выдвинули требование увеличить дальность его полета до 900 км. Конструкторам пришлось срочно переделывать крыло для размещения в нем еще двух бензобаков. Это привело к увеличению взлетной массы и без того довольно тяжелой машины. Дополнительный вес дала бронеспинка, радиостанция и некоторое другое оборудование, которое отсутствовало на прототипах. В результате летные данные понизились, но все равно считались вполне приемлемыми. После переделок истребитель запустили в серию под обозначением ЛаГГ-3 на Горьковском авиазаводе №21, Таганрогском заводе № 31, Ленинградском заводе № 23 и Новосибирском заводе № 153.
Серийные машины отличались от прототипов не только увеличенным запасом топлива, но и ослабленным вооружением. Поскольку мотор-пушку Таубина так и не удалось довести до требуемого уровня надежности, ее заменили третьим крупнокалиберным пулеметом БК. Первый ЛаГГ-3 был принят военными 24 февраля 1941 года, а всего до начала войны заводы успели сдать 322 самолета.
Освоение ЛаГГ-3 в авиационных частях порой сопровождалось авариями из-за отказов техники или ошибок пилотов. У этого ЛаГГ-3 1-й серии летом 1941 года при посадке подломилось шасси. |
ЛаГГ-3 4-й серии
Эта модификация появилась в середине 1941 года. Вместо центрального мотор-пулемета БК на нее установили мотор-пушку ШВАК калибра 20 мм, а один из синхронных крупнокалиберных пулеметов (правый) сняли для уменьшения веса. В итоге огневая мощь не возросла, а даже слегка уменьшилась.
ЛаГГ-3 8-й серии
Стремительное наращивание выпуска истребителей в 1941 году в сочетании с притоком на авиазаводы неквалифицированных рабочих кадров привело к неизбежному падению качества сборки и отделки самолетов. Положение усугублялось возникшим дефицитом дельта-древесины, которую приходилось заменять обычной сосной и березой. В результате масса ЛаГГ-3 снова возросла, аэродинамика ухудшилась, летные характеристики упали.
Бороться с лишним весом попытались путем очередного ослабления вооружения. На 8-й серии демонтировали синхронные пулеметы ШКАС, оставив только мотор-пушку и один крупнокалиберный БС. Таким образом, менее чем за год ЛаГГ из самолета с великолепной силой огня превратился в истребитель с довольно посредственным вооружением. К сожалению, его «обезоруживание» ненамного улучшило летные данные. ЛаГГ-3 все равно весил почти на 300 кг больше, чем Як-1, которому он проигрывал в скорости, маневренности и скороподъемности. Но хуже было то, что он уступал не только Яку, но и Мессершмитту, особенно его новой модификации Bf 109F.
Самолет, ставший малопригодным для воздушных боев, решили приспособить к атакам наземных целей. С этой целью ЛаГГ-3 8-й серии оснастили шестью подкрыльевыми пусковыми установками РО-82 для реактивных снарядов РС-82, а кроме того на часть машин вместо мотор-пушки ШВАК ставили пушку ВЯ калибра 23 мм, более подходящую для борьбы с бронетехникой.
ЛаГГ-3 11-й серии
В результате дальнейших работ по превращению ЛаГГа из «чистого» истребителя в легкий ударный самолет на рубеже 1 941 -1942 годов появился ЛаГГ-3 11-й серии, оснащенный, помимо ракетного вооружения, бомбодержателями ДЗ-40 для двух бомб массой до 50 кг. На них же можно было крепить зажигательные авиационные приборы ЗАП-б, вмещавшие по 38 л огнесмеси либо подвесные баки на 80 л бензина. Одновременно с самолета исчезли консольные бензобаки, а некоторые машины вместо пусковых установок РО-82 начали оборудовать установками РО-132 для запуска более мощных реактивных снарядов PC-132.
Истребители-бомбардировщики 11 -й серии впервые приняли участие в боях на заключительном этапе битвы за Москву.
ЛаГГ-3 28-й и 33-й серий
Одновременно с созданием ударных модификаций ЛаГГа разработчики ЛаГГ-3 упорно продолжали работу по увеличению его боевого потенциала в качестве истребителя. В июне 1942 года начала выпускаться 28-я серия, оснащенная форсированным двигателем ВК-105 ПФ и новой радиостанцией РСИ-4. Вскоре за ней последовала серия 33 с винтом увеличенного диаметра ВИШ-105 СВ, раздельными выхлопными патрубками, измененной формой воздухозаборников и руля направления.
Но все эти улучшения не могли устранить главный недостаток ЛаГГ-3 - он по- прежнему был слишком тяжел для своего мотора. Чтобы вдохнуть в машину новую жизнь требовалась радикальная замена силовой установки. В 1942 году Лавочкин произвел такую замену, благодаря чему родился истребитель Ла-5, однако это уже другая история.
К концу того же года производство ЛаГГ-3 свернули на всех авиазаводах, кроме 31 -го, который эвакуировали в Тбилиси. На этом предприятии имелось только деревообрабатывающее оборудование, поэтому оно не могло выпускать никаких самолетов, кроме ЛаГГов. Все дальнейшие версии ЛаГГ-3 создавались в КБ тбилисского завода.
ЛаГГ-3 34-й серии
Противотанковая модификация с мотор- пушкой НС-37 калибра 37 мм. Осенью 1942 года построено по разным данным от 40 до 65 штук.
ЛаГГ-3 с выпущенными шасси и щитками заходит на посадку, возвращаясь из боевого вылета |
ЛаГГ-3 З5-й, 41-й и 66-й серий
С августа 1942 по март 1943 года в Тбилиси выпускалась 35-я серия ЛаГГ-3 с увеличенным водорадиатором, измененной формой воздухозаборников, автоматическими предкрылками и убирающимся хвостовым колесом. Затем ее ненадолго сменила 41 -я серия, на которой вновь усилили вооружение, вернув синхронные пулеметы ШKAC.
Наконец, последней серийной модификацией стала 66-я. Она строилась с мая 1943-го по июнь 1944 года, когда выпуск ЛаГГ-3 окончательно прекратился. Внешне она отличалась новым фонарем кабины, унифицированным с Ла-5 и оснащенным лобовым бронестеклом. Кроме того, на ней облегчили силовой набор фюзеляжа, вновь изменили форму воздухозаборников, установили зализы бомбодержателей и в очередной раз убрали пулеметы ШKAC . «66-я» стала самой легкой и аэродинамичной серийной версией ЛаГГ-3, но и она уже не могла сравниться с новыми Яками и Ла.
Всего в 1941-1944 годах были построены 6528 истребителей ЛаГГ-3, причем максимальный объем выпуска приходился на 1942 год.
ЛаГГ-3 одной из поздних серий, подбитый и совершивший вынужденную посадку в Карелии, за линией советско- финского фронта в 1943 году. В кабине сидит финский офицер, изучающий оборудование самолета. |
«Самолет 105»
В октябре 1943 года В. П. Горбунов предпринял последнюю попытку «омоложения» ЛаГГ-3. По его проекту в Тбилиси построили два экземпляра самолета под индексом «105» с новыми фюзеляжами и каплевидными фонарями кабин, обеспечивающими пилоту хороший обзор.
Но конструкция была все той же - деревянной, прежним оставался и двигатель. Вооружение первого прототипа состояло из мотор-пушки LUBAK и синхронного пулемета БС. На втором вместо ШВАК установили пушку ВЯ.
Испытания, проходившие весной и в начале лета 1944-го, показали, что «105» не имел никаких преимуществ перед новыми истребителями Яковлева, а потому на вооружение его не приняли.
Второй экземпляр «Самолета 105» на испытаниях в НИИ ВВС, лето 1944 года. Хорошо заметно отличие в форме кабины этого истребителя от ЛаГГ-3. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий