Взлет Су 27СМ. |
Семейство Су-27 насчитывает множество модификаций. Можно проследить четыре основные линии развития — одноместный истребитель Су-27, двухместный учебно-боевой и боевой самолет Су-27УБ/Су-30; палубный истребитель Су-33 и фронтовой бомбардировщик Су-32 ФН/Су-34. Ниже перечислены модификации одноместного истребителя Су-27.
Т-10
Обозначение прототипов и самолетов установочной партии. Носовая опора шасси убирается в фюзеляж поворотом назад, против полета; створки ниш основных опор шасси одновременно являются воздушными тормозами; подфюзеляжные кили отсутствуют; крыло с законцовками оживальной формы («синусоидальное» крыло). Самолеты установочной партии отличались от прототипов.
Су 27 ВВС России |
Су-27 (Т-10С)
Радикально модернизированный Т-10, фактически новый самолет, буква «С» обозначает «Серийный». Практически полностью изменена форма планера, установлено крыло с прямыми законцовками.
В прототип Т-1 ОС перестроен Т-10-7. За- концовки килей первых серийных Су-27 выполнялись прямыми, позже их стали делать скошенными, менялась форма центральной хвостовой балки, с килей исчезли противофлаттерные грузы. Максимальную взлетную массу самолетов поздней постройки довели до 33 ООО кг, а дальность полета до 4000 км. На части самолетов вместо внешних пилонов установлены контейнеры с аппаратурой РЭБ (на торцах крыла).
Су-27П
Одноместный истребитель-перехватчик для войск ПВО; из системы управления вооружением устранена возможность работы по земле; несколько изменен состав БРЭО.
Су-27П в полете. |
Су-27СК
С 1991 года на заводе в Комсомольске- на-Амуре было развернуто серийное производство экспортной модификации Су-27СК (Серийный Коммерческий); после присвоения палубному истребителю Су-27К обозначения Су-33, Су-27СК часто обозначается Су-27К.
Су-27СКМ
Экспортный вариант Су-27СКМ разработан в середине 1990-х годов, от Су-27СК он отличается обновленным составом БРЭО, увеличенным количеством (до 12) узлов для подвески вооружения; в ассортимент вооружения введены УР «воздух - воздух» РВВ-АЕ, управляемое вооружение класса «воздух - поверхность», включая УР Х-29Т, противокорабельные ракеты Х-31 и корректируемые бомбы с лазерным наведением КАБ-500. Масса боевой нагрузки доведена до 8000 кг. На подкрыльевые узлы допускается подвеска двух топливных баков емкостью по 2000 л.
Су 27СКМ. |
27М (Су-35)
Су 35 — истребитель поколения «4++». |
Су-27М разрабатывался как многоцелевой вариант Су-27, способный заменить не только истребители МиГ-23, но также Су-17 и МиГ-27. Самолет спроектирован по схеме «интегральный триплан» с ПГО. В килях большей площади размещены дополнительные топливные баки, вместимость внутренних баков увеличена на 1500 кг. По левому борту перед кабиной смонтирован убираемый топливо- приемник системы дозаправки в воздухе. В конструкции планера более широко использованы композитные материалы. Бортовая аппаратура РЭБ способна осуществлять как индивидуальную, так и групповую защиту, в ограниченном объеме самолет способен вести радиотехническую разведку. На нем установлены новая оптико-локационная станция и РЛС Н-011 с дальностью обнаружения целей до 400 км, способная одновременно сопровождать до 15 целей и выполнять пуск ракет по шести из них. Самолет способен применять управляемое вооружение «воздух - поверхность». Приборное оборудование выполнено по принципу «стеклянной кабины». В 1993 году самолет получил обозначение Су-35. Всего построено 12 Су-27М/Су-35, часть из них передана пилотажной группе «Русские Витязи».
Су-27СМ
В 2004-2009 годах для ВВС РФ были отремонтированы и модернизированы в вариант Су-27СМ 48 истребителей Су-27.
По программе так называемой «малой модернизации» заменено приборное оборудование кабин, часть БРЭО, доработан планер; самолет получил возможность применять управляемое вооружение «воздух - поверхность».
Су 27М и Су 27 на стоянке авиабазы Кубинка. |
Су-35/Су-35С
Сверхманевренный многофункциональный истребитель Су-35 представляет собой глубокую модернизацию Су-27 и относится к поколению «4++». Проектирование Т-10БМ (Большая Модернизация) началась в 2002 году. На Су-35 использованы технологии истребителя 5-го поколения, полностью обновлен состав БРЭО. Силовая установка состоит из двух ТРДДФ АЛ-41 увеличенной тяги с поворотными в двух плоскостях соплами. Истребитель оснащен РЛС с пассивной фазированной антенной решеткой Н035 «Ирбис».
Истребители Су-35 получили камуфляжную окраску в виде пятен геометрической формы оттенков серого цвета. |
П-42
Максимально облегченный для установки мирового рекорда скороподъемности один из первых серийных Су-27 (Т-10-1 5), с целью снижения массы с самолета даже смыли краску. Взлетная масса уменьшена до 14 100 кг, тяга каждого двигателя на форсаже увеличена до 29,955 кН. В 1 986-1 988 годах на П-42 установлено 27 мировых рекордов скорости и скороподъемности.
Т-10-20
Серийный Т-10-20 был доработан в вариант для побития рекорда скорости на замкнутом 500-км маршруте; мировой рекорд установлен не был. Самолет облегчили, на крыло установлены законцовки оживальной формы (по типу первых Т10), запас топлива увеличен до 12 900 кг.
Су-27 пилотажной группы «Русские Витязи». |
Т-10-24
Серийный Т-10-24 был переоборудован в летающую лабораторию для оценки влияния переднего горизонтального оперения (ПГО) на устойчивость и управляемость.
Т-10-26 (ЛЛ-УВ (КС))
В летающую лабораторию для испытаний двигателя АЛ-31 Ф с экспериментальным поворотным соплом был переоборудован Т-10-24.
Су-37
11 -й Су-27М (Су-35) в 1995 году модернизировали в вариант Су-37 с двигателями АЛ-31 ФП с отклоняемым вектором тяги и их системы управления (вектор тяги отклоняется в вертикальной плоскости +/-15°). Вместо обычной ручки управления в кабине установлена боковая ручка-джойстик, изменены органы управления двигателями. Приборное оборудование выполнено по принципу «стеклянной кабины».
Су-27П
Один или два самолета, переоборудованные для пилотажной группы ЛИИ им. М. М. Громова «Летчики-испытатели».
С самолета снята система управления вооружением, установлена система дозаправки в воздухе. Помимо показательных полетов использовался для проведения летных экспериментов.
Китайские Су-27
В 1991 году был подписан контракт на поставку КНР 20 Су-27СК, а в 1996-й - еще на 16 Су-27СК. В Китае самолет получил обозначение J-11. Поставки начались в 1992 году. Самолеты второй партии отличались возможностью установки контейнеров РЭБ «Сорбция», усиленным шасси и возможностью применения неуправляемого вооружения «воздух - поверхность». В 1996 году Китай приобрел лицензию на производство 200 самолетов Су-27СК без права реэкспорта в третьи страны.
Китай неоднократно настаивал на модернизации J-11 путем замены РЛС Н001 на более совершенную, расширения ассортимента УР «воздух — воздух» и установки в кабине многофункциональных индикаторов. К 2006 году в вариант J-11А были доработаны около 60 J-11.
В стране также велась разработка собственного варианта Су-27 с двигателями WS-10А, новой РЛС китайской конструкции и способностью применять управляемое оружие китайской разработки. Существование J-11В Китай официально подтвердил в мае 2007 года. В 2010 году было официально объявлено о поступлении на вооружение ВВС КНР истребителей J-11 В, которые, якобы, ничего общего с Су-27 не имеют.
Комментариев нет:
Отправить комментарий