В сравнении с истребителями Яковлева ЛаГГ-3 был более инертным, тяжелым в управлении и менее маневренным, заслужив у фронтовых пилотов нелестное прозвище «утюг» и совсем уж мрачное «лакированный гарантированный гроб». К достоинствам машины можно отнести довольно мощное вооружение (но только до 8-й серии) и более высокую, чем у Яков, боевую живучесть.
Пик боевого применения ЛаГГ-3 пришелся на начало мая 1942 года, когда на советско-германском фронте их насчитывалось 544 штуки. Затем из-за потерь и сворачивания серийного производства количество ЛаГГов начало постепенно сокращаться. К ноябрю на фронтовых аэродромах их оставалось 277, а к июлю 1943-го - 251.
Пилоты 270-го ИАП на фоне одного из своих самолетов. Этот полк перевооружился с И-153 на ЛаГГ-3 и прибыл на Южный фронт в середине июля 1942 года, но уже через две недели, понеся большие потери, был вновь отведен в тыл на переформирование. В дальнейшем полк воевал на истребителях Яковлева |
Ввиду неспособности ЛаГГ-3 драться на равных с немецкими истребителями, авиаполки, вооруженные «утюгами», примерно с середины войны старались направлять на относительно спокойные участки фронта, где активность вражеской авиации была невысокой. Большинство из них находилось на Кавказе, в авиации Черноморского и Балтийского флотов, в тыловых полках ПВО, а также на советско-финском фронте. Свыше 170 ЛаГГ-3 входило в состав ВВС не воевавшего до августа 1945 года Тихоокеанского флота.
И все же, несмотря на серьезные недостатки своих машин, пилоты ЛаГГ-3 сражались мужественно, порой нанося врагу весомый урон. Так,
9 августа 1942 года старший лейтенант Аркадий Суков сумел сбить одного из наиболее выдающихся немецких асов Макса-Хельмута Остерманна, одержавшего к тому моменту более 100 воздушных побед на Восточном и Западном фронтах. Летчик 246-го ИАП П.М. Камозин сбил на ЛаГГе 17 самолетов противника, а «чемпионом» среди пилотов ЛаГГ-3 стал летчик 249-го (впоследствии - 163-го гвардейского) полка А.М. Кулагин, сбивший за год 26 вражеских самолетов!
Большинство уцелевших в боях ЛаГГ-3 были списаны в 1944-1945 годах, а последние 187 машин отправили на слом приказом от 22 марта 1946 года. К сожалению, до наших дней не дожил ни один реальный экземпляр уникального деревянного истребителя. Только в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе стоит его полноразмерный макет, в общих чертах воспроизводящий внешность машины.
В заключение надо сказать, что, хотя ЛаГГ-3 нельзя назвать особо успешным воздушным бойцом, он стал воплощением смелой и в целом удачной попытки создания истребителя из «нетрадиционного» материала вопреки всем правилам и нормам мирового авиастроения. До появления своего преемника — Ла-5, он был единственным в мире цельнодеревянным одномоторным истребителем, принимавшим участие во Второй мировой войне.
Комментариев нет:
Отправить комментарий