И-200 (МиГ-1)
Единственным серьезным отличием проекта И-200, представленного Микояном и Гуревичем в конце декабря 1939 года, от эскизного проекта Поликарпова были деревянные консоли крыла. Поликарпов планировал делать их из металла, но его «наследники» пошли навстречу пожеланию руководства об экономии алюминия. Тем не менее центроплан и стабилизатор остались металлическими.
Первый экземпляр И-200 без вооружения впервые поднялся в воздух 5 апреля 1940 года. 25 апреля к испытаниям подключился второй прототип, а 13 мая - третий. Это были уже полноценные боевые машины. 24 мая первый прототип под управлением летчика Екатова на высоте 6900 м достиг рекордной скорости 648 км/ч, тем самым полностью подтвердив расчеты Поликарпова. Второй экземпляр в августе продемонстрировал еще более высокую скорость - 657 км/ч. На 3600 м самолет разгонялся до 605 км/ч, а высоту 5000 м набирал за пять минут. Это были великолепные результаты.
Уже 25 мая Комитет Обороны, не дожидаясь официального завершения программы испытаний, издал приказ о запуске И-200 в серийное производство. К 10 декабря первые 10 серийных машин, построенных на авиазаводе № 1, были переданы для войсковых испытаний в Качинскую летную школу. От опытных экземпляров они отличались конструкцией подвижной части фонаря, которая не откидывалась на шарнирах вбок, а сдвигалась назад на полозьях.
МиГ-3
В октябре 1940 года Совет Народных Комиссаров выпустил распоряжение о том, что все новые типы истребителей должны иметь дальность полета не менее 10ОО км, причем без использования подвесных топливных баков. Поскольку И-200 изначально позиционировался как перехватчик, его дальность составляла всего 580 км, то есть запас бензина во внутренних баках требовалось увеличить почти вдвое. Самолет имел один фюзеляжный и два крыльевых бензобака, а чтобы соответствовать новому требованию, в фюзеляж пришлось «втиснуть» еще один 235-литровый бензобак, разместив его за пилотской кабиной.
Еще один «поздний» МиГ-3, на этот раз без радиостанции (ее ставили не на все серийные машины), зато с шестью подкрыльевыми подвесками реактивных снарядов РС-82. |
В результате самолет потяжелел на 240 кг, летные данные заметно ухудшились, а главное - изменилась центровка, из- за чего истребитель с наполненным задним баком стал очень сложным и «капризным» в управлении. Для исправления центровки мотор передвинули на 10 см вперед, но это помогло слабо. Тем не менее задание правительства было выполнено, и решение о серийном производстве И-200 осталось в силе.
Поскольку на авиазаводе уже имелся большой задел трехбаковых машин, решили первые 100 экземпляров И-200 выпустить в первоначальном виде, присвоив им индекс МиГ -1, а все последующие - делать с четырьмя бензобаками под обозначением МиГ-3. Постройка МиГ-1 завершилась в январе 1941 года, а выпуск МиГ-3 быстро нарастал.
Между тем вооружение истребителя было признано слишком слабым и не отвечающим требованиям современного воздушного боя. Его решили усилить путем установки еще двух крупнокалиберных пулеметов, однако ни под капотом, ни внутри деревянных консолей крыла с их массивными лонжеронами свободного места не было. Пришлось подвешивать пулеметы БК под крылом в специальных дюралевых гондолах. Таких машин успели сделать 820 штук, но перед войной выяснилось, что выпуск пулеметов не успевает за постройкой самолетов, тем более эти же пулеметы требовались еще и для истребителей ЛаГГ. Кроме того, подкрыльевые гондолы портили аэродинамику МиГ-3 и заметно ухудшали его летные характеристики, и без того упавшие после установки четвертого бензобака.
В итоге выпуск пятипулеметных МиГов прекратили, а с уже построенных и поступивших в части машин гондолы приказали снять и отправить обратно на завод.
В сентябре проблему слабости вооружения попытались решить другим способом: вместо двух ШКАСов и одного БС на МиГ-3 установили два БС с увеличенным до 700 патронов боекомплектом. Огневая мощь выросла не сильно, и все равно считалась недостаточной, тем не менее, таких самолетов построили 315 штук, из них 215 дополнительно оснастили шестью подкрыльевыми установками для реактивных снарядов.
Наконец, в декабре, когда авиазавод № 1 уже был эвакуирован из Москвы в Куйбышев, появилась модификация с действительно мощным вооружением - двумя синхронными 20-миллиметровыми пушками ШВАК. Однако из-за сложности налаживания производства на новом месте и последующего прекращения серийного выпуска МиГ-3 таких самолетов успели собрать всего 54 штуки.
Совершенствование МиГа касалось не только вооружения. Так, с 10 мая самолет выпускали с уменьшенным до 140 л задним бензобаком, поскольку требование о повышении дальности до 1000 км было признано ошибочным. Это положительно сказалось на центровке машины, а, следовательно - на устойчивости и управляемости.
С 10 июля на МиГ-3 начали ставить автоматические предкрылки, которые намного уменьшили риск срыва в штопор. Кабину оснастили лобовым бронестеклом, а топливные баки - системой заполнения инертным газом для предотвращения взрыва паров бензина при прострелах. Винт ВИШ-22 заменили на более совершенный АВ-5Л с увеличенными углами поворота лопастей.
В общем, самолет постепенно улучшался, однако карьера МиГ-3 все равно оказалась короткой. В конце 1941 года Комитет Обороны решил, что не рационально иметь на вооружении одновременно три разных типа одномоторных истребителей (МиГ, Як и ЛаГГ). Поскольку в первых боях лучше всех себя проявили истребители Яковлева, их и решили оставить, а заводы, строившие МиГи и ЛаГГи, - перепрофилировать на выпуск других машин. Но ЛаГГ-3 спасла замена двигателя, превратившая его в гораздо более удачный Ла-5. С МиГ-3 картина получилась обратной, поскольку его мотор АМ-35 являлся почти точной копией двигателя АМ-38, который ставили на знаменитые штурмовики Ил-2.
23 декабря И. В. Сталин сделал окончательный выбор в пользу «летающего танка» и подписал приказ о прекращении выпуска МиГ-3. После этого сборка МиГов продолжалась еще некоторое время, пока не кончился задел деталей и узлов, а затем завод № 1 развернул массовое производство штурмовиков Ильюшина. Всего было построено 3172 истребителя МиГ-3.
МиГ-3 из состава ВВС Северного флота на аэродроме под Мурманском, лето 1941 года. На самолете установлена радиостанция, а под крылом виден след от крепления демонтированной гондолы с пулеметом БК. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий