УТ-1 образца 1 937 года
Основная серийная модификация, описанная в предыдущем разделе.УТ-1 образца 1 939 года
Двигатель М-11Е мощностью 150 л.с. Для дальнейшего повышения продольной устойчивости и упрощения техники пилотирования центр тяжести вновь сдвинули вперед, удлинив мотораму на 26 см. Также слегка изменили конструкцию шасси, вынеся колеса немного вперед, а систему подачи топлива доработали с целью обеспечения возможности длительного перевернутого полета.АИР-18
АИР-18 продемонстрировел хорошие летные данные, но тоже не пошел в серию из- за того, что его сочли излишне дорогим и сложным для массовой учебноспортивной машины. |
Глубокая модернизация УТ-1, проведенная летом 1937 года. Для улучшения летных данных его оснастили французским рядным мотором КепаиК-4Р мощностью 140 л.с., который предполагалось выпускать у нас по лицензии под обозначением МВ-4, а также закрытым фонарем кабины и убирающимися основными стойками шасси. Машина успешно прошла испытания и была построена в трех экземплярах, но крупносерийного производства не последовало в связи со значительным усложнением и удорожанием конструкции.
УТ-21
УТ-21 с французским рядным мотором Renault-6Q, который оказался слишком ненадежным в наших климатических условиях. |
Учебно-тренировочный истребитель с французским шестицилиндровым 220-сильным рядным мотором Renault-6Q - дальнейшее развитие АИР-18, но с неубирающимся шасси и синхронным пулеметом ШКАС. Существенное повышение энерговооруженности обеспечило рост максимальной скорости и потолка, однако полностью раскрыть возможности мотора помешало отсутствие подходящего винта изменяемого шага.
Государственные испытания УТ-21 проходили летом 1939 года. Самолет их выдержал, но серийно не строился, поскольку лицензионный выпуск Renualt-бQ (советское обозначение МВ-б) так и не был налажен. Французский мотор оказался слишком «капризным» и ненадежным - он быстро перегревался в жару и с большим трудом заводился на морозе.
В 1939 году УТ-1 попытались оснастить четырехцилиндровым рядным мотором водяного охлаждения от легкового автомобиля ГАЗ М-1. Главными достоинствами этого 40-сильного мотора считались низкая цена и малый расход бензина. Путем форсирования его мощность удалось повысить до 85 л.с., но это был предел. Несмотря на все старания моторостроителей ГАЗ-11 так и не достиг мощности М-11, при этом он был гораздо тяжелее. Все показатели УТ-1 с ГАЗ-11 резко ухудшились, поэтому от идеи «очень дешевого мотора» пришлось отказаться. УТ-1 с автомобильной силовой установкой остался в одном экземпляре.
Испытания проходили в марте 1 941 года. Они показали, что установка вооружения и дополнительного оборудования привела к увеличению массы машины и ухудшению летных данных. Самолет не вызвал интереса у военных и серийно не строился.
УТ-1 с двигателем ГАЗ-11
УТ-1 с автомобильным мотором ГАЗ-11 выглядел очень элегантно и обладал отличной аэродинамикой, но, к сожалению, эта силовая установка была слишком тяжелой и маломощной для самолета. |
УТ-1 образца 1 940 года
Учебно-боевой самолет с вооружением, сделанный на базе УТ-1 образца 1939 года. Между двигателем и кабиной установили синхронный пулемет ШКАС с боекомплектом 250 патронов, в кабине - прицел ПБП-1, а в корневой части правой консоли - фотокинопулемет ПАУ-22. Резиновую амортизацию шасси заменили масляно-пневматической, площадь киля и стабилизатора увеличили. Киль приобрел новую форму, характерную для истребителей Яковлева времен войны.
Испытания проходили в марте 1 941 года. Они показали, что установка вооружения и дополнительного оборудования привела к увеличению массы машины и ухудшению летных данных. Самолет не вызвал интереса у военных и серийно не строился.
УТ-1 Б
Импровизированный штурмовик УТ-1 Б с двумя пулеметами ШКАС, установленными на крыле, и четырьмя пусковыми установками ракет РС-82, укрепленными под крылом. Обтекатели стоек шасси сняты. |
Один из самолетов, числившихся за училищем, они оснастили двумя пулеметами ШКАС с боекомплектом по 420 патронов, установив их сверху на консолях крыла, а также четырьмя пусковыми установками для реактивных снарядов РС-82, подвешенными под крылом. Обтекатели колес демонтировали, а для защиты крыла от пламени при ракетных пусках часть полотняной обшивки на нижней поверхности заменили дюралевыми листами. Перед кабиной укрепили простой кольцевой прицел КП-5, а вместо обычной ручки управления поставили истребительную рукоятку с гашетками.
Вскоре переоборудовали еще три машины. В феврале 1942 года они успешно прошли испытания и были приняты на вооружение ВВС ВМФ под обозначением УТ-1 Б (боевой). По сравнению с обычным УТ-1 летные данные самолета заметно упали, но все равно были выше, чем у ночного бомбардировщика ЛНБ на базе У-2. Всего в УТ-1 Б переделали 32 экземпляра УТ-1, причем на некоторые из них монтировали не по четыре, а по две ПУ РС и по два держателя для мелких осколочных бомб АО-10.
В 1941-1942 годах также отмечались случаи самодеятельного оснащения некоторых УТ-1 пулеметами и бомбодержателями прямо на прифронтовых аэродромах или в полевых авиаремонтных мастерских, но количество таких переделок неизвестно.
Вскоре переоборудовали еще три машины. В феврале 1942 года они успешно прошли испытания и были приняты на вооружение ВВС ВМФ под обозначением УТ-1 Б (боевой). По сравнению с обычным УТ-1 летные данные самолета заметно упали, но все равно были выше, чем у ночного бомбардировщика ЛНБ на базе У-2. Всего в УТ-1 Б переделали 32 экземпляра УТ-1, причем на некоторые из них монтировали не по четыре, а по две ПУ РС и по два держателя для мелких осколочных бомб АО-10.
В 1941-1942 годах также отмечались случаи самодеятельного оснащения некоторых УТ-1 пулеметами и бомбодержателями прямо на прифронтовых аэродромах или в полевых авиаремонтных мастерских, но количество таких переделок неизвестно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий