Один из серии снимков АНТ-5, сделанных с разных ракурсов во время летных испытаний этой машины осенью 1927 года. Предположительно, «фотосессия» проходила на Центральном аэродроме Москвы. |
АНТ 5
Первый прототип истребителя, описанный в предыдущем разделе. Относительно слабый 420-сильный мотор, стоявший на нем, не смог обеспечить летных характеристик, обусловленных договором между Управлением ВВС и ЦАГИ. В частности, максимальная скорость у земли составляла всего 240 км/ч, хотя военные требовали, как минимум, 250 км/ч. Однако программу не закрыли, поскольку на подходе был более мощный двигатель, который установили на втором прототипе.
АНТ-5 Дублер
Второй прототип с мотором Gnome-RhoneJupiter 9Aqмощностью 480 л.с. Лицензионная советская версия этого мотора называлась М-22. Помимо двигателя самолет отличался от первого прототипа усовершенствованной кабиной с более широким и удобным сиденьем, увеличенным вертикальным оперением с новым рулем направления, измененной формой капота с индивидуальными обтекателями цилиндров двигателя, а также рядом других, более мелких изменений.
АНТ-5 Дублер построили в мастерских ЦАГИ в двух экземплярах, первый из которых вышел на испытания летом 1928 года. Благодаря мотору повышенной мощности летные данные самолета значительно улучшились и стали полностью соответствовать требованиям ВВС. Большинство серийных И-4 строились по образцу этой машины.
И 4
Основная серийная модификация. От Дублера серийные машины отличались дви гателями, вооружением и приборным оборудованием советского производства (на прототипах многие приборы были импортными).
Вместо английских пулеметов Vickers, которые стояли на АНТ-5, И-4 вооружались советскими синхронными пулеметами ПВ-1, представлявшими собой авиационную модификацию известного пулемета «Максим», переделанного под воздушное охлаждение ствола. Боекомплект оставался прежним.
Двигатель М-22, который стоял на И-4, являлся копией мотора Gnome- Rhone Jupiter 9Aq, однако он выпускался в СССР на Запорожском моторном заводе.
При этом надо отметить, что первые И-4, выпущенные в 1928 году, еще имели французские моторы, но в дальнейшем их заменили на советские.
И-4 с шестью пусковыми установками для реактивных снарядов РС-82, укрепленными на верхнем крыле. Самолет проходил испытания в 1932 году, но на вооружение эти снаряды приняли значительно позже. |
И-4 «Звено»
В 1929 году два И-4 использовались в экспериментах по программе «Самолет-звено» - исследованию возможности воздушного старта истребителя с крыла самолета-носите- ля (кактогда говорили, «авиаматки»). Надо отметить, что эти эксперименты проводились в СССР впервые в мире.
В качестве носителя использовался бомбардировщик ТБ-1. Истребители закатывали на его крыло по длинным деревянным аппарелям и закрепляли специальными замками, после чего бомбардировщик взлетал и с двумя «наездниками» летел в заданную точку. Там пилоты И-4 запускали моторы своих самолетов, размыкали замки, отцеплялись от носителя и продолжали полет уже самостоятельно. Чтобы исключить возможность попадания при старте нижних крыльев И-4 под работающие винты ТБ-1, плоскости значительно укоротили, а узлы крепления меж- крыльевых подкосов передвинули вплотную к фюзеляжу.
Эксперименты завершились успешно, но в дальнейшем в «Звене» решили использовать более новые истребители И-5 и И-16.
И-4бис
Опытный истребитель, сделанный по схеме парасоль (без нижней плоскости). Подкосы верхнего крыла, ставшего единственным, прикрепили непосредственно к фюзеляжу, а на передней кромке установили предкрылок для повышения устойчивости на малых скоростях. Кроме того, самолет получил измененный кольцевой капот с выколотками напротив головок цилиндров.
Испытания показали, что скорость машины повысилась, но маневренность снизилась, а мотор под новым капотом перегревался на больших оборотах. В целом же И-4бис не показал существенных преимуществ перед обычным И-4 и серийно не строился.
И-4ДРП
В 1932 году один И-4 некоторое время испытывался с опытными безоткатными гладкоствольными пушками Курчевского (тогда их называли динамо-реактивными или сокращенно - ДРП) калибра 76 мм. Пушки крепились под верхним крылом. Эксперименты закончились взрывом одного из орудий. Летчик Громов с трудом посадил поврежденную машину, после чего программу закрыли.
И-4 из состава «Звена» вскоре после отцепки от носителя. Снимок сделан из кабины бомбардировщика, с которого только что взлетел этот самолет. Истребитель оснащен лыжным шасси. |
Военнослужащие из аэродромной команды закатывают И-4 по наклонному деревянному настилу на крыло бомбардировщика ТБ-1 в ходе испытаний «Самолета-звена». |
Комментариев нет:
Отправить комментарий