Первый прототип Бе-12 во время испытаний на Черном море, 1981 год. Впоследствии эта машина разбилась в авиакатастрофе, в котором погибло трое из четырех членов экипажа. Выжил только радист. |
Бе 12
Основная серийная машина, описанная в предыдущем разделе. Серийное производство продолжалось в Таганроге с 1964 по 1973 год, всего построено 140 экземпляров.Второй прототип Бе-12 набирает скорость перед отрывом от воды. Закрылки опущены во взлетное положение. Как видно на снимке, внешне этот самолет уже ничем не отличался от будущих серийных машин. |
Бе-12СК («Изделие ЕСК»)
Вариант Бе-12, предназначенный для применения ядерной глубинной бомбы СК-1 «Скальп». Масса бомбы составляла 1600 кг, а радиус поражения - 800 м. Бе-12СК оснащался термостабилизированным грузоотсеком, мог нести одну СК-1 и до 10 РГБ. Самолет проходил испытания в 1963-1964 годах в Крыму.Бе-12Н («Изделие ЕН»)
В апреле 1976 года на вооружение был принят модифицированный вариант Бе-12Н, на котором установили усовершенствованную поисково-прицельную систему в составе магнитометра АМП-73С, РЛС «Инициатива-2БН», многоканального унифицированного приемного устройства «Нара», бортового приемного устройства СПАРУ-55, прицельно-вычислительного устройства «Нарцисс» с анализатором цели, а также телекодовой аппаратуры ПК-025. Дополнительно к буям РГБ-НМ и РГБ-НМ-1 на самолет стали подвешивать десять пассивных направленных буев РГБ-2 системы «Беркут», которые обеспечивали измерение пеленгов на подводную лодку.В вариант Бе-12Н модернизировались серийные машины при прохождении капитальных ремонтов. Всего на Евпаторийском авиаремонтном заводе переоборудовано 27 самолетов.
Этот списанный со службы в начале 1990-х годов Бе-12 стал экспонатом музея авиации Северного флота в городе Североморске. |
Бе-14 Поисково-спасательная модификация Бе-1 2. Внутренние отсеки фюзеляжа этой машины были приспособлены для размещения потерпевших бедствие людей и оказания им первой медицинской помощи. Самолет был способен принять и эвакуировать до 15 человек, а в перегрузочном варианте - до 29, для чего в бортах имелись спасательные люки.
Машину оснастили сбрасываемыми надувными плотами, спасательными кругами и медицинским оборудованием. Вместо грузового отсека оборудовали места для размещения спасенных, рабочее место радиста и его блистер сдвинули на несколько шпангоутов вперед, а ВСУ переместили назад. Люки для приема людей с воды находились теперь как с правого, так и с левого борта.
Экипаж увеличился на двух человек — врача и борттехника. Для работы ночью в кабинах применено освещение пультов и шкал приборов, а для поиска пострадавших на воде установлен выдвижной прожектор.
Опытный образец машины построен и успешно испытан в 1965 году, но из-за прекращения финансирования программы серийно не строился.
Опытный образец поисково-спасательной амфибии Бе-14 на испытаниях в Геленджикской бухте, 1965 год. Под крыльями подвешены спасательные контейнеры |
Бе-12ПС
Упрощенный вариант Бе-14 с ограниченными возможностями. В частности, сокращено количество мест для спасаемых людей и не установлено оборудование для работы в темное время суток. Бе-12ПС принимал на борт до 13 человек, кроме того, на него можно было подвесить до восьми сбрасываемых аварийных контейнеров КАС-90. Самолет прошел испытания в 1972 году и выпускался на таганрогском заводе небольшой серией. Всего построено 10 экземпляров, еще четыре переоборудованы из обычных противолодочных машин.Бе-12 в предрассветных сумерках выруливает на старт перед вылетом на боевое патрулирование с наземного аэродрома. Под левой консолью ярко горит фара, освещая взлетную полосу |
Бе-12П («Изделие ЕП»)
Гражданская противопожарная модификация. Военное оборудование снято, а вместо него в фюзеляже установлены баки на шесть тонн воды, а также системы водозабора и водосброса. Самолет мог самостоятельно набирать воду на глиссировании и выливать ее в полете на очаг пожара, расположенный на расстоянии до 70 км от водоема.
Первый полет Бе-12П состоялся в 1992 году. После успешного завершения испытаний в «пожарные машины» переоборудовали еще три Бе-12 с большим остаточным ресурсом, которые поступили в Федеральную службу лесного хозяйства Российской Федерации и активно применялись при тушении лесных пожаров.
Противопожарный Бе-12П осуществляет сброс воды. Самолеты этой модификации выделяются на фоне своих военных «собратьев» яркой окраской |
Бе-12П-200
Улучшенная модификация Бе-12П, способная брать на борт до 1 2 т воды и осуществлять ее набор на более высокой скорости. Самолет переделан в 1 994-1 996 годах из строевого Бе-1 2. Серийно не строился, поскольку на подходе уже была турбореактивная противопожарная амфибия нового поколения - Бе-200.
Поисково-спасательная амфибия Бе-12ПС, переоборудованная в 1972 году из обычной противолодочной машины |
Бе-12НХ («Народнохозяйственный»)
Транспортная модификация, предназначенная для доставки грузов в отдаленные труднодоступные районы. В начале 1990-х годов две такие машины были сделаны на базе Бе-12, списанных из ВМФ
Бе-12ЛЛ («Летающая лаборатория»)
В 1970-1980 годах несколько Бе-12 переоборудовали в летающие лаборатории для испытаний различного оборудования, в том числе систем дозаправки в воздухе, головок самонаведения противокорабельных ракет «Москит», тепловизоров «Наблюдатель» и аппаратуры для обнаружения подводных лодок «Гагара»
Комментариев нет:
Отправить комментарий