|
Бе-12 разбегается перед взлетом, оставляя за собой пенный бурун. |
Потребность советского флота в современном противолодочном самолете была столь велика, что серийное производство
самолета Бе 12 началось еще до завершения госиспытаний. Первые экземпляры машины получил в июле 1965 года 318-й отдельный противолодочный авиаполк (ОПЛАП) Черноморского флота.
В 1967 году самолет освоили летчики отдельной противолодочной эскадрильи Тихоокеанского флота, а в 1968 году - экипажи 403-го отдельного противолодочного полка Северного флота. Последней в 1970 году на Бе-12 переучилась 49-я отдельная противолодочная эскадрилья Балтийского флота. Таким образом, Бе-12 получили все военные флоты Советского Союза, за исключением Каспийской флотилии, поскольку появление вражеских подводных лодок на Каспии в 1970-е годы считалось маловероятным. Однако в дальнейшем Бе-12 появились и там.
|
Бе-12 российских ВВС на аэродроме Остров в Псковской области, снимок 1999 года. Обратите внимание, что на самолете откинут вниз носовой обтекатель для ремонта антенны РЛС. Остекление пилотской кабины закрыто брезентом. |
Бе-12 более 25 лет несли службу по охране морских границ CCCР, патрулируя на расстоянии 200-300 км от береговой линии. Они неоднократно засекали иностранные субмарины как в надводном, так и в подводном положении, передавая их координаты военным кораблям. Первый такой случай произошел в Японском море еще в 1968 году, а пик активности Бе-12 пришелся на 1989 год, когда их экипажи
|
Бе-12 на рулежной дорожке.
|
обнаружили у наших берегов 29 подводных лодок потенциального противника. К счастью, до реального боевого применения оружия дело не дошло. Торпеды и глубинные бомбы морские летчики сбрасывали только на учениях, успешно поражая условные цели.
После распада СССР имевшийся к тому моменту в советском флоте парк Бе-1 2 разделили между собой Россия, Украина и Азербайджан, на территории которых базировались эти машины. Естественно, большинство самолетов (около 70 штук) досталось России, Украина получила 15 экземпляров, а Азербайджан — четыре.
|
Бе-12 из 318-го отдельного противолодочного
авиаполка советского Черноморского флота
летит над Евпаторией, снимок 1980-х годов
|
Затем последовали широкомасштабные сокращения вооруженных сил, в результате которых на сегодняшний день в российском ВМФ числится только семь строевых Бе-12 в составе 7057-й Краснознаменной авиабазы Морской авиации Черноморского флота, размещенной на аэродроме Кача под Севастополем. Еще 24 самолета находятся на долгосрочном хранении. В Северном, Тихоокеанском и Балтийском флотах бериевских амфибий уже нет.
Украина проводила сокращение менее интенсивно, поэтому у нее осталось тоже семь таких самолетов в Сакской бригаде морской авиации, плюс три на хранении. Все азербайджанские Бе-12 списали еще в 1990-е годы из-за отсутствия запчастей и квалифицированного обслуживающего персонала.
|
стоянка самолетов того же полка, но уже
в составе российской морской авиации, о чем
свидетельствуют «триколоры» на пилонах подкрыльевых
поплавков. Аэродром Кача, 2003 год. |
Единственным иностранным эксплуатантом Бе-12 был Вьетнам, получивший в 1981 году четыре таких самолета, специально доработанных для применения в жарком тропическом климате. Кроме того, в разгар арабо-израильского конфликта, в котором СССР активно помогал арабам, три Бе-12 базировались на территории Египта и совершали патрульные полеты над Средиземным морем, отслеживая перемещения израильских субмарин. Эти машины несли египетские опознавательные знаки, но управлялись советскими экипажами и входили в состав 90-й отдельной дальнеразведывательной эскадрильи особого назначения (одраэ ОН) советского флота. «Египетские» Бе-12 действовали с аэродромов Каир и Мерса-Матрух с августа 1968-го по июнь 1971 года, когда их сменили патрульно-противолодочные самолеты
Ил-38. В заключение надо отметить, что на счету Бе-12 числятся 42 мировых авиационных рекорда, установленных с 1964-го по 1981 год. Среди них рекорды высоты, скорости на разных дистанциях, скороподъемности, дальности полета по замкнутому маршруту и времени набора высоты с различными грузами массой от 1000 до 5000 кг. В истории авиации найдется совсем не много машин, обладающих такими достижениями. Впрочем, это не удивительно, ведь в течение многих лет Бе-12 оставался лучшим в мире самолетом в своем классе.
|
пара Бе-12 на аэродроме Кала в Азербайджане, весна 1992 года. Машина на заднем плане недавно перекрашена и имеет нетипичный синеватый оттенок. В том же году при разделе советского военного имущества эти самолеты были переданы азербайджанскому правительству, а затем — списаны. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий