в Google+ Мы в Google+ Модификации Су-17М4 ~ Легендарные самолеты

Social Icons

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

03.02.2013

Модификации Су-17М4

Крайне необычный монумент Су-17МЗ установлен на внешней стороне МКАД в районе Капотни. Самолет окрашен в цифровой камуфляж, что не соответствует действительности. «Инородными» также являются подвешенные на средние подкрыльевые пилоны макеты УР «воздух - воздух» Р-73, такие ракеты в арсенал Су-17/22 не входили. На внутренних пилонах — противорадиолокационные УР Х-58, на внешних — УР «воздух — поверхность» Х-23. Вооружение самолета, как и его окраска, с реальностью имеет мало общего, но дает представление об ассортименте боевой нагрузки Су-17МЗ/ М4

Прототипы С-52У (Су-19У)

Построено два прототипа С-52У (51-01 и 51-02). После завершения Государствен­ных испытаний в 1977 году первый про­тотип 52-01 использовался для отработки систем управления вооружением и испы­таний на штопор. Второй прототип 52-02 списали в 1978 году и передали в каче­стве учебного пособия в Киевское высшее авиационное инженерное училище.

Су-17УМ

Двухместный учебно-боевой самолет Су-17УМ запустили в серийное произ­водство в 1976 году. Состав БРЭО и ас­сортимент боевой нагрузки практически идентичен БРЭО истребителя-бомбар­дировщика Су-17М2, но масса боевой нагрузки снижена до 3000 кг (вместо 4000 кг у Су-1 7М2), левая 30-мм пушка отсутствует. В 1976-1977 годах построено 76 самолетов Су-17УМ.

Су-17УМЗ (С-52УМЗ)

Су-17УМЗ, ЛИИ им. М.М. Громова
Бортовое оборудование спарки Су-17УМЗ унифицировано с БРЭО истребителя- бомбардировщика Су-17МЗ. В прото­тип Су-17УМЗ в 1978 году доработан се­рийный Су-17УМ (52-18). Был изменен состав БРЭО, увеличена площадь верти­кального оперения и установлен подфюзеляжный фальшкиль; аналогичные до­работки в ходе выполнения ремонтных работ внедрены на Су-17УМ. В ассорти­мент вооружения включены УР «воздух - поверхность» Х-25 и УР «воздух - воз­дух» Р-60. Первый полет на прототипе С-52УМЗ выполнил летчик-испытатель Ю.А. Егоров 21 сентября 1978 года. Программа испытаний спарки была за­вершена только в 1980 году, однако се­рийное производство Су-17УМЗ нача­лось еще в 1978 году и продолжалось до 1983 года; построено 165 самолетов.

Прототипы Су-17МЗ («изделие С-52», Су-19)

В Государственных испытаниях принима­ло участие пять самолетов С-52 (включая 21-02, 21 -01, 23-07). Первым самоле­том с полным комплектом бортового обо­рудования стал второй прототип 22-01. Программа Госиспытаний была заверше­на в 1978 году. Первый прототип 21 -02 некоторое время использовался в каче­стве учебного пособия в Академии ВВС в Монино, а затем был передан в музей ВВС. Основные отличия от модификации Су-17М2: новая отклоненная вниз носо­вая часть фюзеляжа, новая кабина летчи­ка с развитым гаргротом (обводы каби­ны Су-17МЗ идентичны обводам кабины Су-17УМ) и новое бортовое оборудо­вание. Также увеличено количество уз­лов подвески вооружения: добавлены два подфюзеляжных пилона для подвески га­баритных УР «воздух - поверхность» (та­ких как Х-58).

Серийные истребители- бомбардировщики Су-17МЗ

Истребитель-бомбардировщик Су-17МЗ, Москва, Ходынка, 2010 год. На снимке вверху: крыло в положении максимальной стреловидности. На снимке внизу: перепускные створки воздухозаборника двигателя открыты
Истребитель-бомбардировщик Су-17МЗ принят на вооружение в 1981 году. В 1976- 1981 годах построено 488 самолетов,
Су-17МЗ стал самой массовой модифика­цией в семействе. В ходе серийного произ­водства в конструкцию и состав БРЭО вно­сились изменения. Для улучшения путевой устойчивости в 1978 году внедрили бо­лее высокий киль и подфюзеляжный фаль­шкиль (раньше, чем на Су-17УМЗ). На са­молетах первой постройки стояли лазерные дальномеры «Фон», как на Су-17М2, за­мененные по ходу серийного производства более совершенными лазерными дально- мерами-целеуказателями «Клен-ПС»; ана­логично, прицел АСП-17Б заменили прицелом АСП-17БЦ, позволявшим использовать УР «воздух - воздух» Р-60. Первые Су-17МЗ имели по четыре подкрыльевых пилона, позже количество подкрыльевых узлов подвески увеличили до шести за счет средних пилонов.

Самолет для борьбы с РЛС Су-17МЗП (С-52П)

Часть Су-17МЗ была построена в вари­анте Су-17МЗП, допускающем использо­вание противорадиолокационных ракет Х-28, Х-27ПС и Х-58У. Самолет мог нести одну УР Х-28 в сочетании с контейнером «Метель» с аппаратурой наведения раке­ты, контейнер подвешивался на пилоне под крылом. В 1980 году на смену жид­костной УР Х-28 пришли более совершен­ные твердотопливные противорадиолокационные УР Х-27ПС и Х-58. Су-1 7МЗ мог нести четыре УР Х-27ПС (две под фюзеля­жем и две под крылом) или две УР Х-58 под фюзеляжем; конформный контейнер «Вьюга» с аппаратурой наведения крепил­ся к центральному подфюзеляжному пи­лону. Испытания Су-17МЗ, доработанного в самолет подавления РЛС, проводились в 1979-1980 годах.

Разведчик Су-17МЗР (С-52Р)

Все истребители-бомбардировщики имели электропроводку, позволявшую подвеши­вать на центральном подфюзеляжном узле контейнеры с разведывательной аппара­турой серии ККР-1, разработанные в ОКБ П.О. Сухого. От истребителей-бомбардировщиков разведчики отличались не­сколько иным оборудованием кабины. Раз­ведчики были способны применять весь штатный боекомплект истребителя-бом­бардировщика. На Су-17МЗР допускалась одновременная подвеска разведыватель­ного контейнера и вооружение, кроме того самолет сохранил штатное артиллерийское вооружение из двух пушек НР-30.

Истребитель-бомбардировщик Су-17М4 (С-54)

Су-17М4 ВВС Польши в полете, лето 2012 года
В определенной степени Су-17МЗ являл­ся дополнением к более сложному удар­ному самолету МиГ-27, уступая последнему по сложности целевого оборудования. Су-17М4 изначально проектировался как очень глубокая модернизация Су-17МЗ, но поскольку многим казалось, что са­молет морально устарел (родоначаль­ником семейства являлся Су-7, серий­ное производство которого началось в 1958 году), ограничились менее ради­кальными доработками. Так как основ­ные полеты выполнялись у земли со ско­ростями, редко превышавшими скорость звука, конус воздухозаборника сдела­ли неподвижным, что привело к сниже­нию максимальной скорости на большой высоте. Большая часть БРЭО объедине­на в прицельно-навигационный комплекс ПрНК-54 «Заря». Новый дальномер-целеуказатель «Клен-54» обеспечивал при­менение УР «воздух - поверхность» Х-29 с телевизионным наведением. В осно­вании киля сделан воздухозаборник си­стемы охлаждения БРЭО, который на­ряду с гаргротом увеличенного объема является основным внешним отличи­ем Су-1 7М4 от Су-1 7МЗ. В прототипы Су-17М4 в 1977 году доработали три се­рийных Су-17МЗ. Первый полет на про­тотипе С-54 выполнил 19 июня 1980 года летчик-испытатель ОКБ Ю.А. Егоров. Серийное производство Су-17М4 на­чалось в Комсомольске-на-Амуре в 1980 году, до прекращения производ­ства в 1988 году построили 231 самолет. По ходу серии самолет постоянно совер­шенствовался с учетом опыта эксплуата­ции и боевого применения. Все Су-17М4 способны применять противорадиолокационные УР Х-27ПС и Х-58У. Также выпу­скались разведчики Су-17М4ПР, которые, кроме контейнеров ККР-1, могут нести контейнеры ККР-2.
Самолеты Су-17МЗ и особенно Су-17УМЗ использовались для проведе­ния различных летных экспериментов, в качестве самолетов сопровождения при испытаниях других ЛА, в частности ис­требителя Су-27 и орбитального корабля «Буран».
Экспортные модификации Поставлять на экспорт двигатели АЛ-21Ф запрещалось, поэтому первые экспорт­ные модификации Су-17УМЗ и Су-17МЗ комплектовались двигателями Р-29Б кон­струкции С.К. Туманского: тяга двигателя на максимале - 8250 кгс, на форсаже - 11 500 кгс. Ограничение по экспорту двига­теля АЛ-21Ф было снято в 1983 году. Тра­диционно для семейства Су-17, экспортные модификации обозначались Су-22.
Су-17М4 20-го гвардейского АПИБ 16-й воздушной армии, авиабаза Гросс-Дёльн, ГДР, апрель 1994 года.

Су-22УМ (С-52УК, «К» — коммерческий)

Экспортный вариант спарки Су-17УМ. Бортовое оборудование аналогично истребителю-бомбардировщику Су-22. Вместо ТРДФ АЛ-21 Ф установлен ТРДФ Р-29Б. Построено девять самолетов.

Су-22УМЗК

Экспортный вариант Су-17УМЗ с дви­гателем АЛ-21 Ф, такие самолеты по­ставлялись «в комплекте» с истребителями-бомбардировщиками Су-22М4. В 1983-1990 годах построен 41 Су-22УМЗК.

Су-22М (С-52К)

Экспортный вариант Су-17МЗ с двигате­лем Р-29Б и упрощенным составом БРЭО, более соответствующим БРЭО самолета Су-22М2. В 1977-1984 годах построено 272 Су-22М. Экспортировался в Афгани­стан, Венгрию, Вьетнам, Йемен (Северный и Южный), Ливию, Перу и Сирию. Вме­сте с боевыми Су-22М поставлялись спар­ки Су-22УМ.

Су-22МЗ

Вариант Су4-22М с двигателем АЛ-21 Ф, построено 59 самолетов.

Су-22М4

Экспортный вариант Су-17М4 (С-54К) выпускался в двух вариантах - «А» для стран Варшавского договора и «Б» для стран «третьего мира». Вариант «А» отли­чался от Су-17М4 весьма незначитель­но, ассортимент вооружения варианта «Б» был значительно сокращен. В 1983- 1990 годах построено порядка 166 Су-22М4. Экспортировался в Болгарию, ГДР Польшу, Чехословакию (вариант А), Анголу, Афганистан, Вьетнам, Ирак, Йе­мен (Северный и Южный).

Модернизация самолетов семейства Су-17МЗ/М4

В 1990-е годы предлагалось несколь­ко проектов модернизации самоле­тов Су-1 7МЗ, УМЗ, М4 и их экспорт­ных аналогов. Свои проекты предлагали ОКБ им. П.О. Сухого совместно с КнА- АПО и с германским концерном EADS, а также израильская фирма IAI(без со­гласования с разработчиком). Модер­низировать предполагалось, прежде всего, самолеты, состоявшие на воору­жении в странах Восточной Европы. Ос­новной упор делался на продление ре­сурса (на 10-15 лет) и «вестернизацию» БРЭО. Однако из-за снятия Су-22 с во­оружения во всех европейских странах, кроме Польши, глубокая модернизация самолета утратила свою актуальность. В начале 1990-х годов был обнов­лен состав радиотехнического обору­дования Су-22М ВВС Перу. Ливийские Су-22М проходили ремонт с частичной модернизацией в Белоруссии на заводе в Барановичах.


По теме:

Открыл для себя что-то новенькое? Поделись с друзьям:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

 

Интересное!

О проекте

Легендарные самолеты - проект, рассказывающий о самых известных самолетах, составивших гордость отечественного самолетостроения с начала XX века до настоящих дней - истребителях, штурмовиках, бомбардировщиках, разведчиках, противолодочных и военнотранспортных самолетах. Проект охватит боевые самолеты, состоящие на вооружении России в Первой мировой войне, Второй мировой войне, в советский период и настоящее время.

Followers

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

Поиск