Прототипы С-52У (Су-19У)
Построено два прототипа С-52У (51-01 и 51-02). После завершения Государственных испытаний в 1977 году первый прототип 52-01 использовался для отработки систем управления вооружением и испытаний на штопор. Второй прототип 52-02 списали в 1978 году и передали в качестве учебного пособия в Киевское высшее авиационное инженерное училище.Су-17УМ
Двухместный учебно-боевой самолет Су-17УМ запустили в серийное производство в 1976 году. Состав БРЭО и ассортимент боевой нагрузки практически идентичен БРЭО истребителя-бомбардировщика Су-17М2, но масса боевой нагрузки снижена до 3000 кг (вместо 4000 кг у Су-1 7М2), левая 30-мм пушка отсутствует. В 1976-1977 годах построено 76 самолетов Су-17УМ.Су-17УМЗ (С-52УМЗ)
Су-17УМЗ, ЛИИ им. М.М. Громова |
Прототипы Су-17МЗ («изделие С-52», Су-19)
В Государственных испытаниях принимало участие пять самолетов С-52 (включая 21-02, 21 -01, 23-07). Первым самолетом с полным комплектом бортового оборудования стал второй прототип 22-01. Программа Госиспытаний была завершена в 1978 году. Первый прототип 21 -02 некоторое время использовался в качестве учебного пособия в Академии ВВС в Монино, а затем был передан в музей ВВС. Основные отличия от модификации Су-17М2: новая отклоненная вниз носовая часть фюзеляжа, новая кабина летчика с развитым гаргротом (обводы кабины Су-17МЗ идентичны обводам кабины Су-17УМ) и новое бортовое оборудование. Также увеличено количество узлов подвески вооружения: добавлены два подфюзеляжных пилона для подвески габаритных УР «воздух - поверхность» (таких как Х-58).Серийные истребители- бомбардировщики Су-17МЗ
Истребитель-бомбардировщик Су-17МЗ, Москва, Ходынка, 2010 год. На снимке вверху: крыло в положении максимальной стреловидности. На снимке внизу: перепускные створки воздухозаборника двигателя открыты |
Су-17МЗ стал самой массовой модификацией в семействе. В ходе серийного производства в конструкцию и состав БРЭО вносились изменения. Для улучшения путевой устойчивости в 1978 году внедрили более высокий киль и подфюзеляжный фальшкиль (раньше, чем на Су-17УМЗ). На самолетах первой постройки стояли лазерные дальномеры «Фон», как на Су-17М2, замененные по ходу серийного производства более совершенными лазерными дально- мерами-целеуказателями «Клен-ПС»; аналогично, прицел АСП-17Б заменили прицелом АСП-17БЦ, позволявшим использовать УР «воздух - воздух» Р-60. Первые Су-17МЗ имели по четыре подкрыльевых пилона, позже количество подкрыльевых узлов подвески увеличили до шести за счет средних пилонов.
Самолет для борьбы с РЛС Су-17МЗП (С-52П)
Часть Су-17МЗ была построена в варианте Су-17МЗП, допускающем использование противорадиолокационных ракет Х-28, Х-27ПС и Х-58У. Самолет мог нести одну УР Х-28 в сочетании с контейнером «Метель» с аппаратурой наведения ракеты, контейнер подвешивался на пилоне под крылом. В 1980 году на смену жидкостной УР Х-28 пришли более совершенные твердотопливные противорадиолокационные УР Х-27ПС и Х-58. Су-1 7МЗ мог нести четыре УР Х-27ПС (две под фюзеляжем и две под крылом) или две УР Х-58 под фюзеляжем; конформный контейнер «Вьюга» с аппаратурой наведения крепился к центральному подфюзеляжному пилону. Испытания Су-17МЗ, доработанного в самолет подавления РЛС, проводились в 1979-1980 годах.Разведчик Су-17МЗР (С-52Р)
Все истребители-бомбардировщики имели электропроводку, позволявшую подвешивать на центральном подфюзеляжном узле контейнеры с разведывательной аппаратурой серии ККР-1, разработанные в ОКБ П.О. Сухого. От истребителей-бомбардировщиков разведчики отличались несколько иным оборудованием кабины. Разведчики были способны применять весь штатный боекомплект истребителя-бомбардировщика. На Су-17МЗР допускалась одновременная подвеска разведывательного контейнера и вооружение, кроме того самолет сохранил штатное артиллерийское вооружение из двух пушек НР-30.Истребитель-бомбардировщик Су-17М4 (С-54)
Су-17М4 ВВС Польши в полете, лето 2012 года |
В определенной степени Су-17МЗ являлся дополнением к более сложному ударному самолету МиГ-27, уступая последнему по сложности целевого оборудования. Су-17М4 изначально проектировался как очень глубокая модернизация Су-17МЗ, но поскольку многим казалось, что самолет морально устарел (родоначальником семейства являлся Су-7, серийное производство которого началось в 1958 году), ограничились менее радикальными доработками. Так как основные полеты выполнялись у земли со скоростями, редко превышавшими скорость звука, конус воздухозаборника сделали неподвижным, что привело к снижению максимальной скорости на большой высоте. Большая часть БРЭО объединена в прицельно-навигационный комплекс ПрНК-54 «Заря». Новый дальномер-целеуказатель «Клен-54» обеспечивал применение УР «воздух - поверхность» Х-29 с телевизионным наведением. В основании киля сделан воздухозаборник системы охлаждения БРЭО, который наряду с гаргротом увеличенного объема является основным внешним отличием Су-1 7М4 от Су-1 7МЗ. В прототипы Су-17М4 в 1977 году доработали три серийных Су-17МЗ. Первый полет на прототипе С-54 выполнил 19 июня 1980 года летчик-испытатель ОКБ Ю.А. Егоров. Серийное производство Су-17М4 началось в Комсомольске-на-Амуре в 1980 году, до прекращения производства в 1988 году построили 231 самолет. По ходу серии самолет постоянно совершенствовался с учетом опыта эксплуатации и боевого применения. Все Су-17М4 способны применять противорадиолокационные УР Х-27ПС и Х-58У. Также выпускались разведчики Су-17М4ПР, которые, кроме контейнеров ККР-1, могут нести контейнеры ККР-2.
Самолеты Су-17МЗ и особенно Су-17УМЗ использовались для проведения различных летных экспериментов, в качестве самолетов сопровождения при испытаниях других ЛА, в частности истребителя Су-27 и орбитального корабля «Буран».
Экспортные модификации Поставлять на экспорт двигатели АЛ-21Ф запрещалось, поэтому первые экспортные модификации Су-17УМЗ и Су-17МЗ комплектовались двигателями Р-29Б конструкции С.К. Туманского: тяга двигателя на максимале - 8250 кгс, на форсаже - 11 500 кгс. Ограничение по экспорту двигателя АЛ-21Ф было снято в 1983 году. Традиционно для семейства Су-17, экспортные модификации обозначались Су-22.
Самолеты Су-17МЗ и особенно Су-17УМЗ использовались для проведения различных летных экспериментов, в качестве самолетов сопровождения при испытаниях других ЛА, в частности истребителя Су-27 и орбитального корабля «Буран».
Экспортные модификации Поставлять на экспорт двигатели АЛ-21Ф запрещалось, поэтому первые экспортные модификации Су-17УМЗ и Су-17МЗ комплектовались двигателями Р-29Б конструкции С.К. Туманского: тяга двигателя на максимале - 8250 кгс, на форсаже - 11 500 кгс. Ограничение по экспорту двигателя АЛ-21Ф было снято в 1983 году. Традиционно для семейства Су-17, экспортные модификации обозначались Су-22.
Су-17М4 20-го гвардейского АПИБ 16-й воздушной армии, авиабаза Гросс-Дёльн, ГДР, апрель 1994 года. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий