|
Су-17М4 20-го гвардейского АПИБ, авиабаза Гросс-Дёльн, 199З год. На самолете подвешены четыре ПТБ — перегоночный вариант. |
Учиться воевать Су-17МЗ и Су-17М4, как и все другие самолеты фронтовой авиации, начали в 4-м Центре боевого применения и переподготовки летного состава ВВС в Липецке. Первым из строевых полков Су-17М-3 получил дислоцированный в Мигалово (Калинин, ныне Тверь) 274-й авиационный полк истребителей-бомбардировщиков (АПИБ). Этот же полк первым в ВВС освоил Су-17М4, и он же стал последним в ВВС, на вооружении которого оставались Су-17.
|
Личный состав и самолеты 20-го гвардейского АПИБ. |
В истребительно-бомбардировочной авиации (ИБА) основными типами являлись Су-17 и МиГ-27, но был еще и
МиГ-21... По своей боевой эффективности МиГ-27 и Су-17 были примерно равноценны. О том, какой самолет лучше, ведутся бесконечные споры. Су-17 количественно превосходили МиГ-27, но полки, вооруженные самолетами Су, дислоцировались, главным образом, в СССР, а на передовых рубежах «защиты мира и социализма» преобладали МиГ-27. Из этого можно сделать вывод, что «наверху» МиГ-27 считали более эффективным. Однако боевой опыт многих войн наглядно показал, что лучшим из двух близких по характеристикам аппаратов является тот, в котором сидит лучший летчик. Су-17МЗ/ М4 широко применялись в Афганистане. Через Афган прошло большинство летчиков Су-17, а вот МиГи в Афган не попали. Для многих ветеранов Афганистана следующим местом службы стала дислоцированная в ГДР 16-я воздушная армия, самое крупное формирование в истории авиации. Истребители-бомбардировщики Су-1 7МЗ/ М4 состояли на вооружении двух авиаполков 16-й армии - 20-го гвардейского АПИБ и 730-го АПИБ; разведчиками Су-17МЗР был вооружен 294-й отдельный разведывательный авиаполк. Показательно, что именно после передислокации в ГДР самолетов Су-17 изменился тон публикаций, ранее почти пренебрежительный, о советских ударных самолетах и их летчиках, которые, якобы, всегда действуют исключительно по шаблону.
В 1997 году в составе ВВС упразднили истребительно-бомбардировочную авиацию. Тогда же было принято решение о снятии с вооружения всех однодвигательных истребителей и истребителей-бомбардировщиков. Аргументацию такого решения - «повышение безопасности полетов» - откровенно притянули за уши: просто требовалось резко, в разы, сократить самолетный парк ВВС. В сложившихся условиях решили пожертвовать однодвигательными машинами. Великолепно подготовленный летный состав полков ИБА перевели на другие типы машин, чаще всего на Су-24 и Су-25. Последней строевой частью, эксплуатировавшей Су-17М4 до января 1998 года, была 43-я отдельная морская штурмовая авиаэскадрилья Черноморского Флота, дислоцированная на аэродроме Гвардейское в Крыму.
|
Взлет пары Су-17М4 20-го АПИБ, 1994 год. |
Су-17М4 попали в авиацию ВМФ в конце 1980-х годов после передачи нескольких АПИБ из состава ВВС. После распада СССР самолеты Су-1 7, помимо России, поступили на вооружение ВВС Украины, Белоруссии, Узбекистана и Туркмении. К настоящему времени в этих странах, кроме Узбекистана, Су-17 с вооружения сняты.
Эксплуатация Су-22М4 и Су-22УМЗК в количестве 48 самолетов продолжается только в Польше. К 2018 году Польша намерена заменить свои Су-22 ударными беспилотными летательными аппаратами.
Су-22 ВВС Анголы, Афганистана, Ирака, Северного и Южного Йемена, Ливии, Перу и Сирии принимали участие в боевых действиях.
В настоящее время Су-22М различных модификаций состоят на вооружении Анголы, Вьетнама, Йемена, Польши, Сирии и Узбекистана. Су-22М ВВС Ливии активно использовались против повстанцев весной 2011 года, предположительно некоторое количество самолетов данного типа унаследовала авиация «свободной» Ливии. В России остался единственный летающий Су-17 - Су-17УМЗ, принадлежащий КнААПО.
Комментариев нет:
Отправить комментарий