Ту-22МЗ из 43-го ЦБП и ПЛС выруливает на старт, середина 2000-х годов |
Ту-22МЗ («изделие 45-03»)
Глубокая модернизация Ту-МЗ, на ранней стадии проектирования самолет получил обозначение Ту-32. Установлены более мощные и экономичные, чем ТРДДФ НК-22, двигатели НК-25 с воздухозаборниками совкового типа с горизонтальным клином; изменены на более острые обводы носовой части фюзеляжа, стволы кормовой пушки ГШ-23 расположены в вертикальной, а не горизонтальной плоскости. В значительной степени обновлен состав бортового оборудования, почти полностью заменена электросистема. Первые Ту-22МЗ оснащались системой дозаправки в воздухе, однако согласно договору ОСВ-2 данная система была демонтирована со всех Ту-22М2/М3; в строевые полки Ту-22МЗ с системой дозаправки в воздухе не поступали. Первый полет прототип Ту-22МЗ выполнил в 1977 году, на прототипе были установлены катапультные кресла К-ЗбД, на всех последующих машинах - кресла КТ-1.
В 1978 году Ту-22МЗ был запущен в серийное производство на авиазаводе в Казани (ныне ОАО «КАПО им. С.П. Горбунова»), До 1983 года Ту-22МЗ строился в Казани параллельно с Ту-22М2. Серийное производство Ту-22МЗ прекращено в 1993 году; построено 268 Ту-22МЗ всех модификаций. По ходу серийного производства в конструкцию и состав бортового оборудования вносились изменения. Самолеты поздней постройки оснащались крылом и стабилизатором с новым профилем.
Разведчик Ту-22МР 444-го Берлинского орденов Кутузова IIIстепени и Александра Невского ТБАП выруливает со стоянки, авиабаза Воздвиженка, середина 2000-х годов. |
Ту-22МР (Ту-22МЗР, «изделие 45-09»)
Первой разведывательной модификацией Ту-22М стал Ту-22М2Р, который в серийное производство не передавался. Разведчик Ту-22М3Р (в строю самолет называют просто «МР») внешне отличается от базовой модификации форкилем увеличенной площади, подфюзеляжным обтекателем контейнера с разведывательным оборудованием и обтекателями антенн на боковых стенках воздухозаборников двигателя. Разведывательное оборудование в контейнерном исполнении размещается в отсеке вооружения. Самолет, помимо РЛС переднего обзора, оснащен РЛС бокового обзора, аппаратурой радиотехнической и видовой разведки. По летным данным Ту-22МР не отличается от Ту-22МЗ. Прототипы Ту-22М2Р и Ту-22МЗР выполнили первые полеты в 1985 году. В 1989 году началось серийное производство Ту-22МЗР, однако в силу известных событий удалось построить немногим более десяти самолетов, поступивших на вооружение Дальней Авиации и авиации ВМФ. В настоящее время Ту-22МР состоят на вооружении Дальней Авиации России. Ту-22МР на практике продемонстрировал очень высокую эффективность. Разведчики периодически выполняют полеты на облет акваторий Черного и Японского морей.
Ту-22МЗ в полете. |
Ту-22МЗ, модернизированный ЗАО «ГЕШЕСТ и Т»
В 2009 году один Ту-22МЗ (бортовой номер «32» красного цвета) в аэродромных условиях был модернизирован специалистами ЗАО «ГЕФЕСТ и Т». Обновлен состав бортового оборудования. Точность бомбометания обычными бомбами сопоставима и даже превосходит точность нанесения ударов управляемым оружием. Бортовая аппаратура интегрирована в единое информационное поле, экипаж может получать целеуказание от передового авианаводчика, от наземного или воздушного КП непосредственно в полете. Реализован принцип технического обслуживания систем «по состоянию». Самолет с большим успехом принимал участие в учениях и реальных боевых действиях, тем не менее, решение о массовой модернизации самолетов Ту-22МЗ в данный вариант не принято. На доработку одного самолета в условиях аэродромной ТЭЧ требуется несколько рабочих дней.
Ту-22МЗМ
Проработки вариантов модернизации парка Ту-22МЗ с целью повышения боевой эффективности и продления ресурса до 35 лет в ОКБ им. А.Н. Туполева ведутся с начала 2000-х годов. В январе 2012 года СМИ сообщили о начале переучивания летного состава ЦБП и ПЛС в Рязани на самолет Ту-22МЗМ. До 2020 года в данный вариант планируется модернизировать 30 Ту-22М; модернизация, вероятно, будет производиться силами КАПО им. С.П. Горбунова.
Летающие лаборатоии
В 1992 году один из первых серийных Ту-22МЗ при участии ОКБ им. А.Н. Туполева, ЛИИ им. М.М. Громова и ЦАГИ им. Н.Е. Жуковского был переоборудован влетающуюлабораториюТ-22МЛЛ, предназначенную для натурных аэродинамических исследований. Один серийный Ту-МЗ доработали в начале 1990-х годов под установку перспективных двигателей НК-32. ТРДДФ НК-32 планировалось оснащать самолеты Ту-22МЗ и Ту-160. Двигатели НК-32 на доработанный Ту-22МЗ так и не установили.
Ту-22М4
Разработка Ту-22М4 велась в первой половине 1980-х годов, предполагалась установка ТРДДФ НК-32, полная замена целевого и навигационного оборудования, расширение ассортимента боевой нагрузки. Построен один опытный самолет, в 1991 году по финансовым соображениям работы были прекращены. Прототип в исходном виде так и не выполнил ни одного полета.
Ту-22М5
В середине 1990-х годов в ОКБ им. А.Н. Туполева разработали вариант модернизации Ту-22МЗ с учетом опыта, полученного в ходе реализации программы Ту-22М4. Развития тема Ту-22М5 не получила.
Ту-344
В 1990-е годы велись проработки на основе Ту-22МЗ сверхзвукового административного самолета Ту-344, предназначенного для перевозки 10-12 пассажиров.
Авиационно- космическая система на основе Ту-22МЗ
Специалисты ОКБ в 1990-е годы изучали возможность использования Ту-22МЗ в качестве платформы для запуска ракетоносителей, предназначенных для вывода на орбиту Земли небольших спутников.
Носитель ракеты Радуга Д2 В 1990-е годы изучалась возможность доработки Ту-22МЗ в экспериментальный носитель гиперзвуковой ракеты Радуга Д2. Работы по ракете Радуга Д2, спроектированной на основе УР Х-22, начались в 1990-е годы, впервые ракета была показана на авиасалоне МАКС-97. Ракета Д-2 способна развивать скорость до М=6. Интерес к использованию ракеты в комбинации с носителем Ту-22МЗ проявляли научные организации ФРГ но по различным причинам в конце 1990-х годов работы по данной тематике приостановили. В середине первого десятилетия 21 века работы возобновились с участием французских ученых. На 2012-2014 годы запланировано четыре пуска опытной гиперзвуковой ракеты с носителя Ту-22МЗ.
Бомбардировщики Ту-22МЗ 43-го Центра боевого применения и переучивания летного состава Дальней Авиации, Рязань, середина 2000-х годов. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий