Ту-22МЗ, как правило, взлетают на форсажном режиме работы двигателей. Пламя форсажей имеет необычный и очень красивый голубой цвет. |
В конце года новые самолеты поступили на вооружение дислоцированного в Полтаве 185-го гвардейского Кировоградско-Будапештского Краснознаменного тяжелого бомбардировочного авиационного полка. Ранее этот полк первым осваивал Ту-4 и Ту-22М2. Всего Ту-22МЗ получили семь полков Дальней Авиации:
132-й в Тарту, 184-й в Прилуках, 185-й в Полтаве, 200-й в Бобруйске, 260-й в Стрые, 52-й в Шайковке, 840-й в Сольцах. Ту-22МЗ состояли также на вооружении нескольких авиаполков авиации ВМФ. Если Дальняя Авиация сохранила традиционное наименование авиаполков - тяжелые бомбардировочные (ТБАП), то в морской авиации аналогичные части именовались «морские ракетоносные авиационные полки» (МРАП).
Приоритетной задачей для Ту-22МЗ являлось нанесение ударов по важнейшим военным и промышленным объектам ядерным оружием. Экипажи Дальней Авиации и моряки отрабатывали действия по уничтожению авианосных группировок ВМС США в разных районах Мирового океана. Часто полеты на поиск авианосцев и вообще кораблей вероятного противника выполнялись с перебазированием на передовые аэродромы. К примеру, Ту-22МЗ из Белой (район Иркутска) перелетали на Камчатку, а оттуда уже выполняли боевую работу. Аналогичным образом «тройки» из Сольцов (район Новгорода) перебазировались в Оленегорск на аэродром 924-го гвардейского МРАП авиации Северного флота, также вооруженного Ту-22МЗ.
Основным оружием оставались во многом устаревшие ракеты Х-22. В штатной конфигурации бомбардировщик несет две такие ракеты на внешней подвеске под крылом. На учениях полеты обычно выполняются с одной ракетой из-за ограничения по посадочной массе: после выполнения реального задания «тройка» садится без ракет, после учебного - с ракетой, из-за чего перед полетом приходится заливать в баки меньшее количество керосина. Аэробаллистические ракеты Х-15 широкого распространения не получили. Испытания комплекс Ту-22МЗ с ракетами X-15 проходил на базе 200-го ТБАП, которым в конце 1980-х годов командовал полковник И.И. Хворов, впоследствии ставший сначала командующим Дальней Авиацией, а затем начальником Главного штаба ВВС. Стоит отметить, что из шести командующих Зб-й воздушной армии (Дальняя Авиация России) трое - П.С. Дейнекин, И.И. Хворов и П.В. Андросов - большую часть своей жизни в авиации летали на Ту-22МЗ.
Ту-22МЗ из 43-го ЦБП и ПЛС на стоянке, Рязань, середина 2000-х годов |
На вооружении командования Дальней Авиации ВВС РФ в 201 2 году находилось порядка 200 самолетов Ту-22МЗ. В авиации ВМФ Ту-22МЗ вооружен один полк — дислоцированный в Оленегорске 924-й гвардейский отдельный МРАП.
подготовка к полету Ту-22МЗ, Рязань, середина 2000-х годов |
1 990-х годов все украинские Ту-22МЗ, за исключением нескольких музейных экспонатов, были утилизированы по программе, финансировавшейся конгрессом США.
Все Ту-22МЗ, базировавшиеся во времена СССР в Белоруссии, были перебазированы в Россию.
Неоднократно появлялась информация о возможности поставок Ту-22МЗ на экспорт в варианте Ту-22МЗЭ, лишенном возможности нести ядерное оружие. В 1990-е годы наиболее вероятными покупателями «тройки» считались Иран и Китай, а в 2001 году на авиасалоне в Бангалоре даже объявили о намерении Индии взять в лизинг четыре самолета. Ни один экспортный контракт реализован не был. В 1992 году Ту-22МЗ демонстрировался на авиасалоне в Фарнборо.
стоянка Ту-22МЗ 52-го гвардейского ТБАП, авиабаза Шайковка, середина 2000-х годов. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий