В конце 1950-х годов конструкторы получили задание на проектирование ракетоносца со скоростью полета порядка М=3, предназначенного в первую очередь для уничтожения авианосцев. Свои предложения представили ОКБ Туполева, Сухого и Яковлева. Победил самолет ОКБ Туполева. В серию пошел Ту-22. Заказчик, однако, требования изменил, тем более что Ту-22 исходному техническому заданию соответствовал не в полной мере.
|
Ту-22М3 выполняет проход на малой высоте, крыло находится в положении минимальной стреловидности. |
Совершенствование систем ПВО опустило ударную авиацию с небес почти до земли. Вместо скоростного и высотного однорежимного ракетоносца требовался многорежимный самолет, способный выполнять прорыв ПВО на малых и сверхмалых высотах на сверхзвуке. В 1967 году вышло Постановление СМ СССР на разработку многорежимного дальнего ракетоносца.
Опять конкурс, опять те же участники, и опять не совсем честная победа ОКБ Туполева с проектом Ту-22М, хотя проект ОКБ Сухого основному заказчику в лице Дальней Авиации нравился больше.
Благодаря Постановлению появились Ту-22М0,Ту-22М1 и Ту-22М2, однако заданные техническим заданием (T3) летные данные удалось получить только на Ту-22МЗ. Вышел же действительно замечательный самолет, карьера которого продолжается.
В середине 1970-х годов на ММЗ «Опыт» (ОКБ А.Н. Туполева) развернулись работы по модернизации Ту-22М2. Главными направлениями стали совершенствование вооружения и замена силовой установки.
|
Разведчик Ту-22МР, авиабаза Воздвиженка, середина 2000-х годов
|
Проектированием руководил Д.С. Марков, главный конструктор всех Ту-22М. Под очередную модификацию Ту-22М в ОКБ Н.Д. Кузнецова спроектировали новый ТРДДФ НК-25. Установка новых более мощных и экономичных двигателей, наряду с изменением конструкции воздухозаборников и увеличением максимального угла стреловидности крыла, позволяла выполнить требования T3 в части дальности и максимальной скорости полета. В конструкцию и бортовые системы Ту-22М2 внесли столько изменений, что новому «изделию» вполне можно было присвоить новое обозначение Действительно, на начальном этапе проектирования военные дали самолету обозначение Ту-32, но затем вернули старое, добавив номер модификации - Ту-22МЗ («фирменное» обозначение «45-03»),
|
Бомбардировщик Ту-22МЗ на взлете, авиабаза Энгельс.
|
Первый опытный Ту-22МЗ поднялся в воздух 20 июня 1977 года, командиром экипажа был летчик-испытатель А.Д. Бессонов. Самолет прошел испытания достаточно быстро и был принят на вооружение в 1983 году. Испытания же авиационного комплекса Ту-22МЗ с аэробаллистиче- ской ракетой X-15 затянулись - комплекс приняли на вооружение только в марте 1989 года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий