в Google+ Мы в Google+ Эксплуатация Як-9 ~ Легендарные самолеты

Social Icons

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

23.03.2013

Эксплуатация Як-9

Группа Як 9Д ВВС Черноморского флота над Крымом
Группа Як-9Д ВВС Черноморского флота над Крымом, апрель 1944 года. На переднем плане - истребитель летчика-аса М.И. Гриба
Боевое крещение истребителя Як-9 состо­ялось в декабре 1942 года во время Ста­линградской битвы. Новый истребитель сразу пришелся по душе фронтовым пило­там -легкий, маневренный, очень простой в управлении, не случайно его прообразом была учебная машина. По маневренности и скороподъемности он превосходил новей­ший немецкий истребитель Bf 109G, хотя немного уступал ему в максимальной ско­рости, боевой живучести и огневой мощи.

Весной 1943 года Як-9 появились на цен­тральном участке советско-германского фронта, в частности, на этот истребитель пе­ревооружили знаменитый авиаполк «Нор­мандия», в котором воевали французские летчики. По мере наращивания производ­ства «девятки» постепенно вытесняли из фронтовых авиачастей более ранние типы истребителей Яковлева - Як-1 и Як-7. К се­редине 1944 года Як-9 стал основным само­летом воздушного боя в советских ВВС, а на заключительном этапе войны он составлял почти половину от общего числа советских истребителей. Этому в немалой степени спо­собствовала его универсальность, а также простая и рациональная конструкция, соз­данная в расчете на массовое производство.

В то же время Як-9 был вполне эффек­тивной машиной, способной сражаться на равных с любыми типами немецких порш­невых истребителей. Это подтверждают многочисленные боевые примеры успешных действии советских летчиков против самолетов Люфтваффе.

Так 4 апреля 1944 года восьмерка Як-9 из 195-го истребительного полка атакова­ла 30 немецких пикирующих бомбарди­ровщиков Ju 87, которых охраняли 12 ис­требителей. В ожесточенном бою наши летчики сбили два бомбардировщика и два истребителя, а сами вернулись домой без потерь.

28 июля того же года четверка Як-9 из 65-го полка, вылетевшая на разведку, обнаружила шесть истребителей Fw 190, патрулирующих в воздухе. Советские летчики внезапно ата­ковали противника и с первого захода сбили три истребителя, а затем - еще один. Немцы по радио вызвали подмогу, и вскоре в схват­ку вступили еще четыре Fw 190. Но это не из­менило ход боя. На своих более вертких ма­шинах наши пилоты увеличили победный счет до шести, а затем, израсходовав боеком­плект, вернулись на аэродром.

Конечно, не все бои завершались столь блестяще. «Яки» тоже несли потери, гиб­ли и их пилоты. Но все же летчики люби­ли эту машину, и она того заслуживала. На Як-9Д с бортовым номером «22» воевал выдающийся черноморский ас М.И. Гриб, сбивший 20 немецких самолетов. А.В. Ворожейкин одержал на Як-9 большинство из своих 52 воздушных побед. 34 враже­ских самолета сбил А.Я. Кочетов, летав­ший на «именном» Як-9, купленном на средства, пожертвованные колхозником Гаязовым. Из тяжелой пушки «танкового» Як-9Т И.В. Федоров расстрелял восемь не­мецких бомбардировщиков. Этот список можно продолжать еще долго. А побед­ную точку в боевой карьере Як-9 поставил старший лейтенант Животовский, который 15 августа 1945 года сбил над Кореей япон­ский истребитель «Райден». Это была по­следняя воздушная победа советской ави­ации во Второй мировой войне.

По теме:

Открыл для себя что-то новенькое? Поделись с друзьям:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

 

Интересное!

О проекте

Легендарные самолеты - проект, рассказывающий о самых известных самолетах, составивших гордость отечественного самолетостроения с начала XX века до настоящих дней - истребителях, штурмовиках, бомбардировщиках, разведчиках, противолодочных и военнотранспортных самолетах. Проект охватит боевые самолеты, состоящие на вооружении России в Первой мировой войне, Второй мировой войне, в советский период и настоящее время.

Followers

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

Поиск