Истребители Як-9 в соответствии со стандартом советских ВВС в 1942 и первой половине 1943 года окрашивались сверху и с боков в двухцветный камуфляж, состоящий из зеленого и темно-зеленого или зеленого и черного цветов, причем зеленая краска имела оливковый оттенок. Нижние поверхности покрывали светло- голубой эмалью под цвет неба. Опознавательные знаки - красные пятиконечные звезды в белой окантовке - наносили снизу на крылья, а также на борта фюзеляжа и вертикальное оперение. Кроме того, самолеты несли многочисленные мелкие технологические надписи, выполненные красной краской («не браться», «поднимать здесь», «слив воды» и т.д.). В таком виде истребители поступали с заводов на фронт. В авиачастях на них наносили по трафаретам бортовые номера, состоявшие из двух или трех цифр белого, желтого, красного или голубого цвета. Чаще всего использовалась белая краска. Иногда белые номера имели красную или черную окантовку. Формы и размеры цифр сильно варьировались, но в пределах одной части обычно были одинаковыми.
Часто по инициативе командования или самих пилотов на самолетах писали различные патриотические лозунги или девизы, некоторые летчики украшали свои машины рисунками. Воздушные победы отмечались маленькими красными или белыми звездочками, которые обычно рисовали на левом борту фюзеляжа под кабиной, реже - за кабиной или на киле.
Зимой после выпадения снега верхние и боковые поверхности машин покрывали белой водорастворимой маскировочной краской на основе известки, оставляя не закрашенными опознавательные знаки. Весной эту краску смывали.
В середине 1943 года стандарт камуфляжа изменился. Вместо зеленого и черного цветов стали применяться два оттенка серого - светлый и более темный. Нижние поверхности остались голубыми. Слегка изменились и опознавательные знаки - звезды получили дополнительную тонкую красную обводку. Между тем в частях самолеты более раннего выпуска обычно не перекрашивали, поэтому на фронте еще долго можно было увидеть «Яки» в зеленой и черно-зеленой окраске. С введением серого камуфляжа «зимнюю» временную окраску отменили. После войны способ окраски советских боевых самолетов снова изменился. Истребители начали красить целиком в светло-серый цвет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий