История этой машины началась в 1941 году, когда молодой инженер К.В.Синельщиков из конструкторского бюро под руководством А.С.Яковлева предложил переделать двухместный учебно-тренировочный самолет Як-7УТИ в одноместный боевой истребитель. Новое изделие, получившее название Як-7, обладало рядом преимуществ перед истребителем Як-1. Более прочная конструкция шасси оказалась лучше приспособленной для грунтовых прифронтовых аэродромов. А освободившийся объем фюзеляжа на месте задней кабины инструктора мог быть использован для размещения бензобака, бомб, аэрофотоаппарата или в качестве грузового отсека.
Это придавало самолету большую универсальность и в дальнейшем позволило создать на его базе много различных модификаций.
А.С. Яковлев [слева] в своем ОКБ, 1944 год. |
Особенностью всех ранних истребителей Яковлева было то, что крылья у них выполнялись целиком из дерева. Этот материал был дешевле, доступнее и проще в обработке, чем алюминиевые сплавы. Но при равной прочности деревянные конструкции получались более тяжелыми и объемными, чем сделанные из «крылатого металла» - дюраля.
Советское руководство и авиаконструкторы прекрасно это понимали, но дюраль был в дефиците, а с началом войны и потерей основных производственных мощностей по его выплавке этот дефицит еще
более усилился. Поэтому «ставка на древесину» в тогдашних условиях была вынужденной и вполне оправданной. Но к середине 1942 года, благодаря героическим усилиям работников тыла, удалось наладить выпуск алюминия и его сплавов в восточных районах страны. Появилась возможность хотя бы частично перейти в производстве боевых самолетов на более перспективный материал.
Сборка Як-9У на Новосибирском авиазаводе. |
Так появился самолет, ставший наиболее массовым и самым многовариантным советским истребителем Второй мировой войны. В августе - сентябре 1942 года Як-9 успешно прошел испытания, а уже в октябре его запустили в серию на авиазаводе №153 в Новосибирске. Затем к производству подключились 166-й (Омск) и 82-й (Москва) авиазаводы. Выпуск машины продолжался до конца 1948 года. Всего было построено 16 769 экземпляров Як- 9, из них 12 536 - в Новосибирске, 3416 - в Омске и 817 - в Москве.
Немецкий ас Герхард Баркхорн писал в своих послевоенных мемуарах: «Я сражался против многих типов советских самолетов, в том числе и тех, что были получены русскими из Англии и США. Самым лучшим из всех я считаю Як-9». Такое признание опытного и сильного врага этот самолет получил вполне заслуженно. Як-9 действительно был одним из лучших истребителей времен Великой Отечественной войны.
Комментариев нет:
Отправить комментарий