Су-25 в довольно необычном «лягушачьем» камуфляже одного из авиаполков 16-й воздушной армии, Германия, первая половина 1990-х годов. |
Эксплуатация и боевое применение штурмовиков начались одновременно в марте - апреле 1980 года. Т8-1 и Т8-2 в рамках операции «Ромб» находились в Афганистане и принимали самое непосредственное участие в боевых действиях. Первой серийные Су-25 получила в апреле 1981 года 200-я отдельная штурмовая эскадрилья, позже развернутая в 60-й отдельный штурмовой авиационный полк. Формирование 200-й эскадрильи ознаменовало возрождение в СССР штурмовой авиации.
В Афганистане Су-25 быстро завоевал всеобщее признание. Сначала за большое количество пилонов на прямом почти крыле штурмовик окрестили «Расческой», но позже самолет получил прозвище «Грач».
Линейка штурмовиков Су-25, авиабаза Приморско-Ахтарск. |
Война, начавшаяся для Су-25 в Афганистане, не прекращается до сих пор. Этот самолет не миновал, наверное, ни одной горячей точки на пространствах бывшего Союза: Абхазия, Таджикистан, Северный Кавказ, Осетия, снова Абхазия... Су-25 всегда демонстрировал высокую эффективность и потрясающую живучесть. Не раз на аэродром возвращались штурмовики на одном работающем двигателе, иссеченные осколками снарядов и поражающими элементами ракет.
В то же время отношение летчиков к самолету было неоднозначным. В 1990-е годы, после вывода из состава ВВС СССР истребителей-бомбардировщиков Су-17М и МиГ-27, большое количество летчиков исгребительно-бомбардиро- вочной авиации перевели в штурмовые авиаполки. Привыкшие к совершенным прицельно-навигационным комплексам Су и МиГов летчики были неприятно удивлены простотой целевого оборудования Су-25. Однако даже на Су-25 при должном везении и богатом опыте удавалось добиваться потрясающих результатов. На Северном Кавказе паре штурмовиков поставили задачу уничтожить склад боеприпасов. Обычно ведущий выпускал две неуправляемые ракеты, по разрывам которых ведомый корректировал прицел и наносил удар залпом из нескольких ракет. При необходимости выполнялось еще несколько заходов. В этот раз ведущий «пометил» цель так, что ведомому не пришлось расходовать боекомплект, - обе ракеты легли точно в цель. Опытный летчик мог попадать ракетой УР Х-25 в танк «по заказу» — в ту или иную гусеницу или в башню.
Су-25 Липецкого авиацентра. На килях липецких Су-25 нанесены полосы цветов национального флага РФ |
После распада СССР Су-25 поступили на вооружение ВВС и авиации ВМФ (Су-25УТГ) России, ВВС Белоруссии, Украины, Казахстана, Узбекистана, Туркмении, Армении, Грузии, Азербайджана. Как отмечалось выше, Су-25К поставлялись ЧССР (после распада страны часть самолетов отошла Чехии, часть - Словакии), Болгарии, Венгрии, Ираку, КНДР. В конце 1980-х годов Су-25 были поставлены Анголе (скорее всего, эти самолеты ранее состояли на вооружении советских ВВС). Распродажа военной техники странами СНГ привела к появлению Су-25 в Гамбии, Кот- д'Ивуаре, Конго, Македонии, Перу, Судане, Чаде, Экваториальной Гвинее, Эритрее, Эфиопии. Су-25 также состоит на вооружении ВВС Ирана и Перу. Штурмовики применялись в ирано-иракской войне, гражданской войне в Анголе, вооруженных конфликтах в Конго, Кот-д'Ивуаре, Македонии, эфиопско-эритрейской войне, вооруженных конфликтах на территории СНГ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий