Взлетает Су-25 960-го штурмового авиаполка, дислоцированного на авиабазе Приморско-Ахтарск. |
На опытном производстве ОКБ П.О. Сухого (ММЗ «Кулон») построены два прототипа Т8-1 и Т8-2 с двигателями РД-9Б для летных испытаний и прототип Т8-0 для статических испытаний. Т8-2 отличался отТ8-1 крылом, наличием бронирования и целевого оборудования. В ходе летных испытаний Т8-2 двигатели РД-9Б заменили на Р-95Ш, внесли ряд других изменений в конструкцию; доработанная машина обозначалась Т8-2Д.
Предсерийные самолеты
На заводе в Тбилиси построены предсерийные самолеты Т8-3 - Т8-1 5; обозначения Т8-7,-8 и -13 не использовались. Самолеты были задействованы в различных программах летных испытаний и имели существенные отличия друг от друга.
Серийный Су-25
Эталоном для серийного производства стал предсерийный Т8-11. В процессе серийного производства в конструкцию внесли ряд изменений: удлинили хвостовую часть фюзеляжа, менялись форма рамы фонаря кабины и дульный тормоз пушки, совершенствовалось БРЭО; чтобы летчика не слепили посадочные фары, на гондолах смонтировали небольшие вертикальные щитки.
На самолетах поздней постройки вместо Р-95Ш ставились ТРД Р-195 тягой по 4300 кгс.
Серийное производство завершено в 1992 году, построено с учетом двухместных Су-25УБ порядка 1300 самолетов.
Штурмовик Су 25 из 960-го штурмового авиаполка выполняет вираж на малой высоте. Часть самолетов этого авиаполка несли на носовой части изображение акульей пасти. |
Су-25К
Су-25БМ
Разработка буксировщика мишеней на базе самолета Т8 началась в 1986 году. Летные испытания начаты в 1989 году, по завершению испытаний ВВС СССР заказали 50 самолетов Су-25БМ. Внешне буксировщики мишеней не отличались от штурмовиков, но имели несколько иной состав бортового оборудования. Буксировочный контейнер с лебедкой, как правило, подвешивался на третий от фюзеляжа пилон, на таком же пилоне под другой плоскостью крыла для сохранения аэродинамической симметрии подвешивался блок НАР или какой-нибудь контейнер. Длина буксира - 2300-3000 м. Су-25БМ буксировал до четырех планирующих мишеней ПЛ-6 или П-б.
Су-25СМ
Модернизация штурмовиков Су-25 в Су-25СМ ведется авиаремонтным заводом ВВС РФ в Кубинке. Внешне Су-25СМ не отличается от Су-25, изменен состав бортового оборудования, расширена номенклатура вооружения. Самолеты Су-25СМ состоят на вооружении ВВС РФ.
Су-25 «Скорпион» Вариант модернизации разработан израильской фирмой IAI, работы велись совместно с авиазаводом в Тбилиси. Бортовое оборудование обеспечивает круглосуточное боевое применение самолета. Прототип штурмовика «Скорпион» демонстрировался на авиасалоне в Ле-Бурже в 2001 году.
Посадка Су-25СМ, авиабаза Кубинка. |
Су-25Т (Су-25ТК, Су-34, Су-39)
Разработка противотанковой модификации штурмовика Су-25 началась в 1981 году под руководством В.П. Бабака. В основу конструкции планера был положен планер самолета Т8-УБ. Вместо кабины инструктора установлены фюзеляжные топливные баки № 3 и № 4 (суммарная емкость баков доведена до 4980 л), оборудован отсек для электронного оборудования. Первые три прототипа Т8М-0 (для статических испытаний), Т8М-1 и Т8М-2 перестроены из недостроенных прототипов Су-25УБ. Электронный борт разработан заново, установлена обзорно-прицельная система И-25Л «Шквал», под фюзеляжем смонтирован контейнер «Меркурий». Пушка установлена в подфюзеляжном обтекателе со смещением на 270 мм вправо от продольной оси фюзеляжа, носовая опора шасси смещена влево. Самолет способен применять практически весь арсенал управляемых и неуправляемых авиационных средств поражения «воздух - поверхность» российской тактической авиации, а также УР «воздух - воздух» Р-60 и Р-73.
Первый пролет на Т8М-1 выполнил летчик-испытатель А.Н. Исаков 17 августа 1984 года. Некоторое время самолет обозначался Су-34, но затем обозначение изменили на Су-39, так как обозначение Су-34 получил фронтовой бомбардировщик Су-27ИБ. Т8М также известен как Су-25ТК. Максимальная масса подвесного вооружения - 4360 кг. Начиная с третьего летного прототипа, на самолетах стали устанавливать станции постановки ИК- помех «Сухогруз» и контейнеры с тормозным парашютом большей площади.
Су-25 из 960-го ШАП в полете над Азовским морем. |
Су-25ТМ (Су-30)
Усовершенствованный вариант штурмовика Су-25Т. В Су-25ТМ доработан Т8-М1. Вместо подвесного контейнера с телевизионной системой «Меркурий» смонтирован контейнер с обзорной ИК-системой «Ход», предусмотрена подвеска других контейнеров (на месте контейнера «Ход»), в том числе с РЛС «Кинжал» или с аппаратурой РЭБ «Копье-25» (в сочетании с под- крыльевыми контейнерами РЭБ «Омуль»). В состав вооружения включены ракеты «воздух - воздух» Р-73, P-27R РВВ-АЕ.
В 1990-1991 годах завод в Тбилиси изготовил восемь Су-39 первой серии. Серийное производство перенесено в Улан-Удэ, но выпуск шел медленными темпами. Всего построено не более 25 Су-25Т/ТМ.
Су-2БУБ Двухместный учебно-тренировочный вариант одноместного штурмовика с сохранением всех боевых возможностей последнего. Постройка первого прототипа началась в 1981 году, но была прервана из-за программы разработки специализированной противотанковой модификации Т8М-1. По этой же причине не были достроены два прототипа, производство которых началось на заводе в Улан-Удэ в 1984 году. Прототипы спаркиТ8-УБ1 и Т8-УБ-2 были построены в Москве в 1985 году на ММЗ «Кулон». Первый полет на Т8УБ-1 выполнил летчик-испытатель А.А. Иванов 10 августа 1985 года. Спарки строились серийно на заводе в Улан-Удэ.
Конструктивно двухместный вариант отличается от одноместного средней частью фюзеляжа, где оборудована вторая кабина для летчика-инструкто- ра. Кабина инструктора для улучшения обзора на посадке оборудована убираемым перископом; установлено оборудование, позволяющее имитировать отказы бортовых систем. Для сохранения путевой устойчивости на уровне Су-25 высота киля спарки увеличена на 400 мм. Среди других отличий Су-25УБ - новый профиль стабилизатора; стабилизатор, увеличенной на 0,3 м2 площади; фюзеляжный топливный бак меньшей емкости.
Су-25ТМ Липецкого авиацентра. Су-25Т/ТМ спроектирован на базе спарки Су-25УБ. |
Су-25УБК
Экспортный вариант Су-25УБ.
Су-25УБМ
Двухместный самолет для обучения и тренировки летчиков штурмовиков Су-25СМ и Су-39. Прототип модернизирован из Су-25УБ, выполнил первый полет б декабря 2008 года.
Су-25УТГ
Вариант корабельного базирования, предназначенный для обучения и тренировки летчиков морской авиации взлету и посадке с авианосца. Первый Т8-УТГИ переделан из Су-25УБ - усилена конструкция планера и шасси, установлен посадочный гак, демонтирован контейнер тормозного парашюта, изменен состав бортового оборудования. Первый полет Т8-УТГИ выполнил в сентябре 1988 года. В 1990 году по заказу ВМФ СССР завод в Улан-Удэ изготовил небольшую партию палубных самолетов Су-25УТП
Су-25УТГ возглавляет проход тройки палубных самолетов — ведомые Су-27КУБ и Су-33, снимок сделан на авиасалоне МАКС. |
Су-28
Инициатором создания упрощенного варианта Су-25УБ стал маршал авиации А.Н. Ефимов. Данной машиной предполагалось заменить учебно-тренировочные самолеты L-39 чешского производства.
Проектирование началось в 1981 году, но в силу большой загруженности ОКБ другими работами доработку Т8УБ-1 в учебно-тренировочный вариант выполнили только в 1987 году. С прототипа спарки сняли броню, вооружение и большую часть целевого оборудования. Облегченный Т8УБ-1 получил обозначение Су-28. Первый полет Су-28 выполнил в августе 1987 года. Известен всего один экземпляр облегченной спарки. Заменить даже часть парка L-39 новыми самолетами не представлялось возможным по экономическим соображениям; командование военно-воздушных сил интерес к Су-28 потеряло. Самолет использовался в ДОСААФ.
На исполнительном старте Су-25 из 899-го гвардейского Оршанского дважды Краснознаменного ордена Суворова III степени штурмового авиаполка им. Ф.Э. Дзержинского. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий