РД-1 (АНТ-25-1)
Первый экземпляр машины, проходивший испытания с июня 1933 года. Результаты испытаний показали, что самолет получился довольно устойчивым и простым в пилотировании, но его максимальная дальность полета составляла всего 7200 км. С такой дальностью о побитии мирового рекорда не могло быть и речи. Причину определили быстро: мотор М-34 без редуктора не позволял «снять с винта» необходимую мощность. Этот недостаток был устранен на втором экземпляре.
РД-2 (АНТ-25-2, «Дублер»)
Второй экземпляр с мотором М-34 Р, оснащенным понижающим редуктором, благодаря которому значительно увеличился КПД винта. Самолет впервые поднялся в воздух 10 сентября 1933 года.
Как и предполагалось, его летные данные были намного лучше, чем у предшественника. Повысилась скорость, скороподъемность, а главное, расчетная предельная дальность достигла 10 800 км. И все же она еще отставала от планового показателя, поэтому совершенствование машины продолжалось.
В 1934 году РД-2 прошел первую серьезную модернизацию. Основное внимание на этот раз уделили аэродинамике. Гофрированная обшивка создавала излишнее сопротивление за счет чрезмерно большой площади обтекаемой поверхности. Чтобы его понизить, крыло и оперение поверх гофра обтянули тканью, покрыли лаком и отполировали. Форму киля и руля направления сделали более округлой. В местах стыка крыла и фюзеляжа установили тщательно подогнанные зализы-обтекатели, а также снабдили полукруглыми щитками-обтекателями колеса шасси.
РД-2 зимой 1933-1934 годов на фоне ангара ЦАГИ. Радиатор убран в фюзеляж. |
В 1935 году РД-2 подвергся дальнейшим доработкам, в первую очередь касавшимся силовой установки. От выдвижного радиатора решили отказаться, заменив его на тоннельный радиатор в обтекателе под мотором, в результате чего носовая часть фюзеляжа приобрела характерную «бородатую» форму. Двухлопастный деревянный пропеллер заменили на более эффективный трехлопастный металлический винт изменяемого шага. На выхлопные патрубки установили коллекторы-пламегасители.
РД-2 незадолго до старта в свой первый дальний перелет Москва - Тула — Рязань — Харьков, сентябрь года. Капот двигателя окрашен в черный цвет. |
Как и при первой модернизации те же самые доработки вскоре провели на РД-1, но у него в задней кабине дополнительно установили дублирующий комплект органов управления и основных приборов, чтобы второй пилот мог кратковременно брать управление на себя, не переползая по узкому лазу в переднюю кабину.
АНТ-ЗБ (ДБ-1)
Еще на начальном этапе проектирования АНТ-25 предусматривалась возможность его альтернативного применения в качестве сверхдальнего бомбардировщика, способного атаковать цели на расстоянии более 2000 км. Проект бомбардировочной модификации, получивший «фирменное» обозначение АНТ-Зб и военное ДБ-1 (дальний бомбардировщик — первый), был готов к августу 1933 года.
От АНТ-25 он отличался наличием двух бомбоотсеков на 10ОО кг бомб (10 бомб по 100 кг), размещенных в центроплане крыла за счет уменьшения объема центральных бензобаков. Кроме того, в задней кабине установили аэрофотоаппарат АФА-14 и два пулемета ДА для защиты от истребителей. Один пулемет укрепили на шкворне вверху, другой - снизу в люке, прорезанном в днище фюзеляжа. Металлическая обшивка крыла и оперения была гладкой, без гофра.
Осенью 1935 года первый прототип АНТ-Зб прошел испытания, но его данные не вдохновили военных. Особенно большие нарекания вызвала скорость, которая не превышала 200 км/ч. В середине 1930-х годов такой показатель считался явно недостаточным. Тем не менее решили построить небольшую серию в 20 машин, поскольку других самолетов, обладавших боевым радиусом в 2000 км, в СССР все равно не было.
Заказ разместили на воронежском авиазаводе № 18, но, к сожалению, коллектив этого завода не обладал необходимыми навыками для постройки столь крупных и сложных изделий. Качество серийных машин оказалось крайне низким. Всего было построено 18 самолетов, из которых военные приняли лишь 10, а остальные забраковали из-за многочисленных дефектов. После этого дальнейшую сборку прекратили.
Построенные машины поступили на вооружение одной из авиабригад, но из- за постоянных отказов и поломок летали они мало, а спустя всего год их списали.
В 1939 году все АНТ-Зб закончили свой недолгий век на учебном полигоне в качестве мишеней для тренировки экипажей бомбардировщиков.
РД-2 после модернизации на Щелковском аэродроме. Вскоре ему предстоит перелет на Дальний Восток. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий