В 1936 году краснокрылый РД-2 прилетел во Францию и стал «звездой» Парижского авиасалона. Посетители становились в очередь, чтобы заглянуть в его кабину. |
К осени 1934 года доработанный РД-2 обладал достаточными характеристиками, чтобы приступить к достижению своей главной цели - завоеванию мирового рекорда дальности. Для начала его решили испытать в полете по замкнутому маршруту. К тому времени на Щелковском аэродроме завершилось строительство бетонной ВПП, с которой АНТ-25 мог взлетать с полным запасом топлива.
12 сентября экипаж под командованием М.М. Громова поднял с этой полосы тяжело нагруженную бензином машину и начал методично «нарезать круги» между Москвой, Тулой и Рязанью. 14 сентября экипаж получил радиограмму: «Уходите на юго-запад: погода портится». Над Рязанью разразилась гроза со шквалистым ветром. Громов принял решение изменить маршрут и полетел в сторону Украины. Утром 15 сентября РД-2 приземлился в Харькове, пролетев в общем счете 12 411 км и пробыв в воздухе 75 часов.
Это был безусловный мировой рекорд, но он остался незарегистрированным, поскольку СССР тогда еще не входил в Международную Авиационную Федерацию (ФАИ), а при посадке не присутствовали иностранные наблюдатели. К тому же по правилам ФАИ при полете по круговому маршруту взлет и посадка должны были осуществляться в одном месте. Тем не менее полет наглядно подтвердил уникальные возможности машины и укрепил доверие к ней.
РД-2 с отстыкованными консолями крыла и хвостовым оперением на пароходе отплывает из США в СССР |
В следующий дальний полет РД-2 отправился после доработки 20 июля 1936 года. Пилоту В.П. Чкалову, второму пилоту ГФ. Байдукову и штурману А.В. Белякову предстояло еще раз доказать, что АНТ-25 способен на рекорд, но в этот раз испытание было более сложным: маршрут полета проходил не над городами центральной России, а над Северным Ледовитым океаном, Якутией, Камчаткой и Охотским морем.
Самолет снова вылетел из Щелково и взял курс на Север. Достигнув Земли Франца Иосифа, АНТ-25 повернул на юго-восток, долетел до Камчатки, затем развернулся на запад. Планом полета предусматривалась посадка в Хабаровске, но из-за перерасхода горючего, вызванного сильным встречным ветром и обледенением, садиться пришлось на крохотном безлюдном островке Удд (ныне остров Чкалова) в Сахалинском заливе. За 56 часов РД-2 пролетел по прямой 8750 км, из них 51 40 км — над морем. Более шести часов пришлось лететь вслепую, в сплошной облачности, не видя ни неба, ни земли, но самолет и экипаж выдержали этот суровый экзамен.
Жители Калифорнии с интересом рассматривают РД-1 Михаила Громова, совершивший посадку у городка Сан-Джасинто после своего рекордного перелета. |
Из-за наступления зимних холодов и полярной ночи старт пришлось перенести на следующее лето. Для подстраховки готовили одновременно две машины и два экипажа - РД-1 под управлением Громова и РД-2 под управлением Чкалова. Они должны были вылететь почти одновременно, с интервалом в полчаса, но за несколько дней до старта на РД-1 обнаружились неполадки в двигателе, поэтому 18 июня 1937 года вылетел только Чкалов. Как и в предыдущем полете, с ним были второй пилот Байдуков и штурман Беляков.
Это был подлинный триумф. В Америке экипаж с восторгом встречала огромная толпа, их торжественно принял президент Рузвельт, сказавший: «Для сближения российского и американского народов вы сделали больше, чем все политики и дипломаты за предыдущие 20 лет». Однако некоторые американские журналисты писали, что русским просто повезло и успех невероятного перелета — лишь счастливая случайность.
редкий снимок одного из десяти АНТ-36 во время их кратковременной службы в советских ВВС. Самолет окрашен в защитный зеленый цвет. |
члены советского правительства во главе с И.В. Сталиным встречают на Центральном аэродроме Москвы экипаж В.П. Чкалова, вернувшийся из перелета на Дальний Восток. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий