Стандартный серийный Ил-10 на полевом аэродроме. Под центропланом крыла видны бомбодержатели |
Ил-10
Основная серийная модификация, выпуск которой начался в сентябре 1944 года.
В 1946 году производство Ил-10 перенесли с московского авиазавода N2 1 на воронежский завод № 64, но основным производителем штурмовиков был куйбышевский завод № 18. Его рабочие собрали большинство из 4600 Ил-10, выпущенных в 1945-1948 годах.
За время производства самолет неоднократно модернизировался, в частности, в августе 1945 года оборонительный пулемет УБТ заменили на автоматическую пушку БТ-20 калибра 20 мм.
В 1949 году в связи с наступлением эпохи реактивной авиации машину сочли морально устаревающей и сняли с производства. В рамках военной помощи Ил-10 поставлялись в социалистические страны Восточной Европы, Северную Корею, Монголию и Китай.
Ил-10У (УИл-10)
Учебная модификация Ил-10 для подготовки и тренировки пилотов штурмовиков. Самолет прошел испытания в мае - июне 1945 года.
Основные отличия Ил-10У от боевого Ил-10 состояли в следующем: кабину стрелка переоборудовали в кабину летчи- ка-инструктора, в которой смонтировали дублирующий комплект органов управления и приборную доску с указателями скорости и поворота, авиагоризонтом, высотомером и компасом. Также сняли бронеперегородку между кабинами пилота и стрелка, пушки ВЯ, турель с пулеметом УБТ, кассету для авиагранат и пусковые установки реактивных снарядов. Вместо откидывающейся вбок крышки фонаря задней кабины установили фонарь, сдвигающийся по полозьям назад. В отличие от стрелка Ил-10 инструктор в Ил-10У сидел лицом по направлению полета.
По летным характеристикам и технике пилотирования Ил-10У почти не отличался от обычного Ил-10, но обзор из кабины инструктора считался явно недостаточным, особенно - на посадке. Тем не менее необходимость в такой машине была велика, поэтому ее запустили в серийное производство на авиазаводе № 1 и выпустили 280 экземпляров, поступивших в строевые полки и летные училища.
Ил-10М
В конце 1950 года, то есть почти через два года после прекращения выпуска Ил-10, главком ВВС маршал Жигарев выступил с инициативой возобновить его производство в улучшенном варианте с усиленным вооружением. Поводом для такого предложения стала война в Корее, на которой Ил-10 неплохо проявил себя в качестве самолета для непосредственной поддержки наземных войск на поле боя.
Ильюшин поддержал маршала и за несколько месяцев разработал проект штурмовика Ил-10М («модернизированный»), В 1951 году вышло Постановление Совета Министров о развертывании выпуска Ил-10М на авиазаводе № 168 в Ростове-на-Дону.
Внешне Ил-10М заметно отличался от предшественника. На него установили новое более крупное крыло со «срезанными» под прямым углом законцовками и такой же угловатый стабилизатор. Носовую часть фюзеляжа удлинили на 25 см, а хвостовую - на 70 см. Вместо посадочных щитков крыло оборудовали щелевыми закрылками с увеличенным углом отклонения. Стабилизатор приподняли вверх, чтобы вывести его из спутной струи при наборе высоты. Для улучшения курсовой устойчивости, которая особенно важна при ведении огня поточечным целям, под фюзеляжем установили аэродинамический гребень, сдвинув назад хвостовую опору шасси.
Все это значительно улучшило стабильность и повысило маневренность штурмовика, одновременно упростив управление, хотя Ил-10 и так считался у пилотов несложной машиной.
В состав бортового оборудования ввели аппаратуру для слепой посадки, радиовысотомер, гирополукомпас и радиокомпас, что позволило совершать полеты в любое время суток и при любой облачности.
В соответствии с пожеланием Жигарева значительно усилилось стрелковое вооружение. В крыле вместо двух пушек и двух пулеметов установили четыре пушки НР-23 с боекомплектом по 200 снарядов на каждую. Стрелок же получил новую механизированную турель ВУ-9М с электроприводом, которая облегчила его работу и повысила скорость наводки на цель.
Ил-10М завершил государственные испытания и был принят на вооружение в августе 1952 года. В Корею он уже не успел, зато в советские штурмовые авиаполки в 1953-1954 годах поступило 140 таких машин. В начале 1955 года выпуск Ил-10М прекратился.
Чехословацкая лицензионная версия Ил-10. Выпускалась с 1952-го по 1956 год и поступала на вооружение ВВС стран Варшавского договора - Чехословакии, Польши, Румынии, Венгрии и Болгарии. Всего построено около 1200 экземпляров, в том числе несколько десятков учебных спарок под обозначением СВ-33. Конструктивно эти самолеты ничем не отличались от советских модификаций.
Ильюшин поддержал маршала и за несколько месяцев разработал проект штурмовика Ил-10М («модернизированный»), В 1951 году вышло Постановление Совета Министров о развертывании выпуска Ил-10М на авиазаводе № 168 в Ростове-на-Дону.
Внешне Ил-10М заметно отличался от предшественника. На него установили новое более крупное крыло со «срезанными» под прямым углом законцовками и такой же угловатый стабилизатор. Носовую часть фюзеляжа удлинили на 25 см, а хвостовую - на 70 см. Вместо посадочных щитков крыло оборудовали щелевыми закрылками с увеличенным углом отклонения. Стабилизатор приподняли вверх, чтобы вывести его из спутной струи при наборе высоты. Для улучшения курсовой устойчивости, которая особенно важна при ведении огня поточечным целям, под фюзеляжем установили аэродинамический гребень, сдвинув назад хвостовую опору шасси.
Все это значительно улучшило стабильность и повысило маневренность штурмовика, одновременно упростив управление, хотя Ил-10 и так считался у пилотов несложной машиной.
В состав бортового оборудования ввели аппаратуру для слепой посадки, радиовысотомер, гирополукомпас и радиокомпас, что позволило совершать полеты в любое время суток и при любой облачности.
В соответствии с пожеланием Жигарева значительно усилилось стрелковое вооружение. В крыле вместо двух пушек и двух пулеметов установили четыре пушки НР-23 с боекомплектом по 200 снарядов на каждую. Стрелок же получил новую механизированную турель ВУ-9М с электроприводом, которая облегчила его работу и повысила скорость наводки на цель.
Ил-10М завершил государственные испытания и был принят на вооружение в августе 1952 года. В Корею он уже не успел, зато в советские штурмовые авиаполки в 1953-1954 годах поступило 140 таких машин. В начале 1955 года выпуск Ил-10М прекратился.
Avia В-33
Чехословацкая лицензионная версия Ил-10. Выпускалась с 1952-го по 1956 год и поступала на вооружение ВВС стран Варшавского договора - Чехословакии, Польши, Румынии, Венгрии и Болгарии. Всего построено около 1200 экземпляров, в том числе несколько десятков учебных спарок под обозначением СВ-33. Конструктивно эти самолеты ничем не отличались от советских модификаций.
Комментариев нет:
Отправить комментарий