В ноябре 1944 года на куйбышевском заводском аэродроме началось переучивание на Ил-10 летчиков 108-го гвардейского, 118-го гвардейского и 571 –го штурмового авиаполков (ШАП), ранее воевавших на Ил-2.
В конце февраля 1945 года самолеты были отправлены на фронт, но перебазирование сильно задержали многочисленные поломки и весенняя распутица, превратившая полевые аэродромы в болота. Только 28 марта 108-й полк в полном составе собрался на прифронтовом аэродроме Шпроттау в Силезии, а 571 –й полк 9 апреля прибыл на польский аэродром Щигловицы.
Пока на фронте стояло затишье, летчики и стрелки продолжали тренировки.
Ил-10 позднего выпуска на полевом аэродроме. Наверху хвостовой части фюзеляжа перед килем видна круглая рамка антенны радиокомпаса. |
Ил-10 вступили в бой в середине апреля в начале Берлинской наступательной операции. Экипажи 108-го ШАП за последние три недели войны успели совершить в общем счете 450 боевых вылетов, уничтожив шесть танков, четыре орудия, бронепоезд, 60 автомобилей и более 100 конных повозок. Собственные боевые потери — четыре самолета, сбитые зенитным огнем. Летчики полка провели несколько воздушных боев с немецкими истребителями, пытавшимися их атаковать, но все атаки были отражены огнем воздушных стрелков.
571-й полк потерял первый Ил-10 в первом же боевом вылете 15 апреля. Поврежденный зенитным снарядом штурмовик лейтенанта Кудрявцева дотянул до своего аэродрома, но из-за отказа управления разбился при посадке. Пилот выжил, но его стрелок погиб. В тот же день летчики полка дважды успешно отбивали атаки немецких истребителей. Следующий воздушный бой состоялся 17 апреля, и снова вражеские пилоты не смогли добиться успеха.
30 апреля 571-й ШАП совершил 115 боевых вылетов, то есть каждый его экипаж, как минимум, трижды поднимался в воздух. За день полк уничтожил 16 автомобилей, три артиллерийских орудия, четыре миномета, железнодорожный состав и разрушил стратегически важный мост через Одер. Наибольший урон полк понес 5 мая, когда при штурмовке отступающих на запад колонн вермахта от зенитного огня погибли два Ил-10 вместе с экипажами.
Ил-10 на одной из выставок авиационной техники, проходившей в конце 1940-х или в начале 1950-х годов. Справа за ним виден английский истребитель Spitfire с раскапотированным двигателем, а слева — истребитель Ла-7 |
По итогам войны летчики 108-го полка составили отчет. В нем отмечалось, что Ил-10 выдержал проверку боем и по своим характеристикам является «вполне современным штурмовиком». В числе достоинств указывалась лучшая, чем у Ил-2, защищенность и возможность более крутого пикирования на цель, что повышало вероятность попадания. Жаль, что столь достойный самолет появился лишь в конце войны и не сыграл в ней существенной роли.
16 августа экипажи того же полка провели операцию по «закупориванию» тоннелей у города Сейсин, чтобы воспрепятствовать отходу вражеских войск и вывозу ценностей из северной части Кореи. На задание отправили лучших пилотов, которые блестяще выполнили свою миссию. Пятерка Ил-10 с ювелирной точностью уложила бомбы в створы тоннелей, вызвав их обрушение.
На этом участие 26-го ШАП в боевых действиях завершилось.
Вновь «понюхать пороху» Ил-10 довелось через пять лет, когда на том же Корейском полуострове вспыхнул вооруженный конфликт между Северной и Южной Кореей. Северную поддержали СССР и Китай, а Южную - США и ряд других капиталистических стран. Поначалу северо- корейцы весьма активно применяли Ил-10, полученные из Советского Союза. Они почти беспрепятственно громили с воздуха южнокорейские войска, но, когда на фронте появились американские реактивные истребители, обстановка резко изменилась. К исходу 1950 года из 97 Ил-10, поставленных в КНДР, уцелело не более двух десятков. В дальнейшем, несмотря на дополнительные поставки, эти самолеты уже не играли заметной роли. К январю 1956 года в советских ВВС насчитывалось более 1700 Ил-10 и Ил-10М в составе 19 штурмовых авиаполков. Но служить им оставалось недолго, поскольку 20 апреля того же года вышел приказ министра обороны маршала Жукова об упразднении штурмовой авиации и передаче ее функций скоростным реактивным истребителям-бомбардировщикам. Вскоре после этого Илы были списаны и отправлены на слом. На сегодняшний день в России не осталось ни одного Ил-10, сохранился только Ил-10М, входящий в экспозицию Монинского музея авиации.
Ил-10 ВВС Северной Кореи, поврежденный при бомбардировке и захваченный американцами в разрушенном ангаре на аэродроме Кимпо, осень 1950 года. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий