в Google+ Мы в Google+ Эксплуатация Ил-10 ~ Легендарные самолеты

Social Icons

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

22.03.2013

Эксплуатация Ил-10

Ил-10
Стрелок залезает в заднюю кабину Ил-10, опираясь ногой на ступеньку, приваренную к броневому листу. На снимке самолет раннего выпуска, поскольку на турели установлен пулемет УБТ, а не пушка БТ-20. В правом нижнем углу виден открытый бортовой люк, за которым находится отсек радиооборудования с приемником, передатчиком, радиополукомпасом, аккумулятором и умформером.

В ноябре 1944 года на куйбышев­ском заводском аэродроме началось переучивание на Ил-10 летчиков 108-го гвардейского, 118-го гвардей­ского и 571 –го штурмового авиаполков (ШАП), ранее воевавших на Ил-2.

В конце февраля 1945 года самолеты были отправлены на фронт, но переба­зирование сильно задержали многочис­ленные поломки и весенняя распути­ца, превратившая полевые аэродромы в болота. Только 28 марта 108-й полк в полном составе собрался на при­фронтовом аэродроме Шпроттау в Си­лезии, а 571 –й полк 9 апреля прибыл на польский аэродром Щигловицы.

Пока на фронте стояло затишье, летчики и стрелки продолжали тренировки.
Ил-10  позднего выпуска на полевом аэродроме
Ил-10 позднего выпуска на полевом аэродроме. Наверху хвостовой части фюзеляжа перед килем видна круглая рамка антенны радиокомпаса.

Ил-10 вступили в бой в середи­не апреля в начале Берлинской насту­пательной операции. Экипажи 108-го ШАП за последние три недели вой­ны успели совершить в общем счете 450 боевых вылетов, уничтожив шесть танков, четыре орудия, бронепоезд, 60 автомобилей и более 100 конных повозок. Собственные боевые потери — четыре самолета, сбитые зенитным ог­нем. Летчики полка провели несколько воздушных боев с немецкими истре­бителями, пытавшимися их атаковать, но все атаки были отражены огнем воз­душных стрелков.

571-й полк потерял первый Ил-10 в первом же боевом вылете 15 апре­ля. Поврежденный зенитным снарядом штурмовик лейтенанта Кудрявцева дотя­нул до своего аэродрома, но из-за отказа управления разбился при посадке. Пилот выжил, но его стрелок погиб. В тот же день летчики полка дважды успешно от­бивали атаки немецких истребителей. Следующий воздушный бой состоял­ся 17 апреля, и снова вражеские пилоты не смогли добиться успеха.

30 апреля 571-й ШАП совершил 115 боевых вылетов, то есть каждый его экипаж, как минимум, трижды подни­мался в воздух. За день полк уничтожил 16 автомобилей, три артиллерийских орудия, четыре миномета, железнодо­рожный состав и разрушил стратегиче­ски важный мост через Одер. Наиболь­ший урон полк понес 5 мая, когда при штурмовке отступающих на запад ко­лонн вермахта от зенитного огня погиб­ли два Ил-10 вместе с экипажами.
Ил-10 на одной из выставок авиационной техники
Ил-10 на одной из выставок авиационной техники, проходившей в конце 1940-х или в начале 1950-х годов. Справа за ним виден английский истребитель Spitfire с раскапотированным двигателем, а слева — истребитель Ла-7
118-й ШАП впервые вступил в бой в последний день войны, 8 мая, но этот день был для него нелегким. Полк по­лучил приказ штурмовать немецкие войска, окруженные в так называе­мом «курляндском котле». Над целью его встретил ожесточенный зенитный огонь и яростные атаки Фокке-Вуль­фов, которым удалось сбить оторвав­шийся от строя Ил-10 лейтенанта Ло­зового. За гибель товарища отомстил старший лейтенант Однобоков. Его са­молет тоже был атакован, но немецкий летчик, не рассчитав скорость, пронес­ся мимо, так что штурмовик оказался у него на хвосте. Однобоков среагиро­вал мгновенно, дав залп из всех ство­лов, от которого вражеский истребитель взорвался. До капитуляции Германии оставалось буквально несколько часов…

По итогам войны летчики 108-го полка составили отчет. В нем отмеча­лось, что Ил-10 выдержал проверку боем и по своим характеристикам яв­ляется «вполне современным штурмо­виком». В числе достоинств указыва­лась лучшая, чем у Ил-2, защищенность и возможность более крутого пикирова­ния на цель, что повышало вероятность попадания. Жаль, что столь достойный самолет появился лишь в конце войны и не сыграл в ней существенной роли.
Ил-10 в нестандартной светлой однотонной окраске
Ил-10 в нестандартной светлой однотонной окраске с крупными звездами. Возможно, самолет целиком покрашен в светло-серый цвет, по типу того как в послевоенные годы в СССР нередко красили поршневые и первые реактивные истребители.
Но вскоре у Ил-10 появилась еще одна возможность проявить себя в бою. 9 августа CCCР исполняя союзнические обязательства перед Англией и США, объявил войну Японии. К тому мо­менту на Ил-10 успел перевооружить­ся 2б-й штурмовой полк ВВС Тихооке­анского флота. На второй и третий день войны он нанес серию бомбовых уда­ров по японским кораблям в корей­ском порту Расин. Летчики заявили о потоплении пяти транспортных судов, но этот успех достался недешево. ПВО порта оказалась исключительно мощ­ной. Японские зенитчики сбили три са­молета, еще три поврежденные машины совершили вынужденные посадки.

16 августа экипажи того же полка провели операцию по «закупориванию» тоннелей у города Сейсин, чтобы вос­препятствовать отходу вражеских войск и вывозу ценностей из северной части Кореи. На задание отправили лучших пилотов, которые блестяще выполнили свою миссию. Пятерка Ил-10 с ювелир­ной точностью уложила бомбы в ство­ры тоннелей, вызвав их обрушение.

На этом участие 26-го ШАП в боевых действиях завершилось.
Зелено-голубой Ил-10
Зелено-голубой Ил-10 с антенной радиокомпаса, но без оборонительного вооружения. Фотография показывает, что после войны в советских ВВС самолеты уже не перекрашивали с наступлением зимы под цвет снега.

Вновь «понюхать пороху» Ил-10 до­велось через пять лет, когда на том же Корейском полуострове вспыхнул вооруженный конфликт между Се­верной и Южной Кореей. Северную поддержали СССР и Китай, а Юж­ную - США и ряд других капитали­стических стран. Поначалу северо- корейцы весьма активно применяли Ил-10, полученные из Советского Со­юза. Они почти беспрепятственно гро­мили с воздуха южнокорейские войска, но, когда на фронте появились амери­канские реактивные истребители, об­становка резко изменилась. К исходу 1950 года из 97 Ил-10, поставленных в КНДР, уцелело не более двух десят­ков. В дальнейшем, несмотря на до­полнительные поставки, эти самолеты уже не играли заметной роли. К январю 1956 года в советских ВВС насчитывалось более 1700 Ил-10 и Ил-10М в составе 19 штурмовых ави­аполков. Но служить им оставалось не­долго, поскольку 20 апреля того же года вышел приказ министра обороны мар­шала Жукова об упразднении штурмо­вой авиации и передаче ее функций скоростным реактивным истребите­лям-бомбардировщикам. Вскоре после этого Илы были списаны и отправлены на слом. На сегодняшний день в России не осталось ни одного Ил-10, сохранил­ся только Ил-10М, входящий в экспози­цию Монинского музея авиации.
Ил-10 из 26-го штурмового авиаполка ВВС
Ил-10 из 26-го штурмового авиаполка ВВС Тихоокеанского флота в двухцветном (вероятно, сером) камуфляже идет на взлет. Снимок сделан в августе 1945 года во время советско-японской войны. Руль направления окрашен в голубой или желтый цвет с красным триммером, а кок винта — в белый.
Ил-10 ВВС Северной Кореи
Ил-10 ВВС Северной Кореи, поврежденный при бомбардировке и захваченный американцами в разрушенном ангаре на аэродроме Кимпо, осень 1950 года.

По теме:

Открыл для себя что-то новенькое? Поделись с друзьям:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

 

Интересное!

О проекте

Легендарные самолеты - проект, рассказывающий о самых известных самолетах, составивших гордость отечественного самолетостроения с начала XX века до настоящих дней - истребителях, штурмовиках, бомбардировщиках, разведчиках, противолодочных и военнотранспортных самолетах. Проект охватит боевые самолеты, состоящие на вооружении России в Первой мировой войне, Второй мировой войне, в советский период и настоящее время.

Followers

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

Поиск