На этом Ил-38, ранее оснащенном аппаратурой радиотехнической разведки «Вишня», на фюзеляже хорошо видны места установки антенны и обтекателя жгута электропроводки. |
Прототипы Ил-38 («изделие 8»)
Первый прототип Ил-38 («изделие 8») собран на опытном производстве ОКБ-240 из комплектующих, изготовленных авиационным заводом «Знамя Труда». Перевозка сборочных единиц большого труда не доставила, так как ОКБ и завод расположены по разные стороны Ходынского поля. Изначально на прототипе установили ТВД АИ-20, замененные позже ТВД АИ-20К мощностью по 4000 л.с., в 1966 году были установлены форсированные ТВД АИ-20М. Обтекатель антенны РЛС «Беркут» был выполнен сферическим, в процессе испытаний его заменили обтекателем вытянутой формы.
ППС «Беркут» установили на прототипе весной 1963 года, окончательно весь поисково-прицельный комплекс был смонтирован на самолете в феврале 1964 года. Совершенствование и отработка ППС, не отличавшейся высокой надежностью работы, заняли несколько лет. Испытания ППС завершились в 1967 году. По завершении Государственных испытаний прототип использовался по другим программам летных испытаний в ЛИИ и НИИ ВВС, включая испытания на большие углы атаки, испытания с одним и двумя неработающими двигателями.
Второй опытный Ил-38 также был собран в ОКБ С.В. Ильюшина, первый полет он выполнил на Ходынском поле в сентябре 1962 года.
Серийный Ил-38
Серийное производство самолетов Ил-38 планировалось организовать в Омске или Комсомольске-на-Амуре, но С.В. Ильюшин лично «пробил» решение о запуске серии на старейшем отечественном авиационном заводе «Знамя Труда». Аргументы Генерального конструктора были просты и логичны: завод серийно строит пассажирские Ил-18 и находится всего в километре от КБ. Первый серийный Ил-38 поднялся в воздух в 1967 году, эта машина была наряду с прототипом задействована в Государственных испытаниях ППС «Беркут». Планировалось построить серию из 250 самолетов, но всего собрали 65 машин; последний серийный Ил-38 выполнил первый полет в феврале 1972 года. В процессе серийного производства самолет совершенствовался. На первых машинах ставились ТВД АИ-20К,позже замененные на АИ-20М. Замене подверглись также воздушные винты, ряд узлов и агрегатов. Доработки ППС «Беркут» проводились, прежде всего, в части повышения надежности работы и изменения программного обеспечения ЦВМ в соответствии с изменением тактики боевого применения авиационного комплекса. По ходу серийного производства заменили магнитометр.
Пять Ил-38 в 1977 году закупили ВМС Индии, по составу бортового оборудования они незначительно отличались от самолетов советского ВМФ, но были способны нести по две ПКР Sea Eagle - узлы подвески ракеты смонтировали по бортам фюзеляжа за крылом.
Ил-38 выполняет посадку на аэродроме Елизово, посадочные фары включены, закрылки выпущены. |
Ил-38РЭБ
В 1971 -1972 годах проходил испытания один Ил-38, оснащенный станциями постановки помех СПС-151 и СПС-153, дальнейшего развития эти работы не получили.
Ил-38 с аппаратурой радиотехнической разведки:
Несколько самолетов Ил-38 строевых авиаполков авиации ВМФ оснастили системами радиотехнической разведки «Вишня». Самолеты с аппаратурой «Вишня» можно идентифицировать по обтекателям жгутов электропроводки и антеннам по правому и левому бортам фюзеляжа перед крылом.
Ил-З8М/МЗ
Работы по оснащению самолета Ил-38 системой дозаправки в воздухе развернулись в ОКБ-240 в 1971 году. За основу взяли систему «шланг - конус», использовавшуюся в Дальней Авиации. Один самолет оснастили неубираемой штангой- топливоприемником, смонтированной в носовой части фюзеляжа по левому борту. Другой Ил-38 доработали в заправщик, установив универсальный подвесной агрегат заправки УПАЗ-38. Испытания самолеты Ил-ЗвМ/МЗ проходили в 1974- 1977 годах. В процессе испытаний подбиралось оптимальное место размещения топливоприемника на Ил-38М, выполнялись дозаправки в различных погодных условиях и на различных высотах днем и ночью, отрабатывалась методика дозаправки в воздухе. Самолеты Ил-38М/ М3 испытания прошли успешно, а система дозаправки в воздухе могла быть установлена на любом серийном самолете, но этого, однако, не произошло. Официально - из-за отсутствия необходимости увеличения дальности и продолжительности полета Ил-38 при наличии на вооружении противолодочного самолета дальней зоны Ту-142. Единственный Ил-38М в настоящее время находится в коллекции Авиационно-технического музея в Луганске на Украине; музей создан на территории аэродрома бывшего Ворошиловград- ского высшего авиационного училища штурманов.
Серийные Ил-38 внешне отличаются от прототипа вытянутым обтекателем антенны РЛС «Беркут», обтекатель прототипа был полусферическим. |
Летающие лаборатории
Два самолета Ил-38 использовались в качестве летающих лабораторий НПО «Ленинец». На одном испытывался противолодочный комплекс «Коршун» для самолета Ту-142, на втором установили измерительный комплекс аэрогеографи- ческой разведки ИКАР, предназначенный для гражданского применения.
Ил-38Н
На Ил-38Н полностью заменен состав целевого оборудования, обновлено пилотажно-навигационное оборудование. Основу целевого оборудования составляет прицельно-поисковая система «Новелла» разработки НПО «Ленинец». Первый полет Ил-38 (б/н 20 красного цвета, серийный номер 10706) с макетом комплекса «Новелла» выполнил в 2001 году, испытания самолета с работоспособным комплексом начались в 2002 году. Специально для Ил-38Н разработаны новые буи: пассивный ненаправленный РГБ-41, пассивный направленный РГБ-48, магнитометрический РМБ-81 и гидрологический РТБ-93. О начале модернизации Ил-38 строевых частей за первое десятилетие 21-го века сообщалось неоднократно, но модернизация первого «строевого» самолета (серийный номер 10407) на 20-м авиаремонтном заводе в Пушкине под Санкт-Петербургом началась лишь в 2008 году. В 2009 году начались его летные испытания (самолет получил б/н 15 желтого цвета). Государственные испытания Ил-38Н завершены в 2010 году.
В 2011 году началась модернизация второго строевого самолета, в марте 2012 года эту машину передали авиации Северного флота. Самолет прошел доработку на авиаремонтном заводе в Пушкине. Весной 2012 года в СМИ появилась информация об участии в модернизации Ил-38 ВМФ России расположенного в Жуковском ЭМЗ им. В.М. Мясищева. Модернизация строевых противолодочных самолетов Ил-38 осуществляется в соответствии с планами государственной программы вооружений России на период до 2020 года.
Ил-38 «Морской Дракон»
Переговоры о возможности модернизации состоящих на вооружении ВМС Индии самолетов Ил-38 начались в 1995 году. Но контракт на модернизацию пяти Ил-38 был заключен лишь в сентябре 2001 года.
В октябре 2002 года два индийских самолета столкнулись в воздухе, взамен потерянных машин Индия закупила два Ил-38, ранее состоявших на вооружении авиации ВМФ России. Головным исполнителем работ по модернизации Ил-38 индийских ВМС стал «АК им. С.В. Ильюшина», но основной объем работ выполнялся НПО «Ленинец».
В ходе модернизации значительно расширили круг решаемых самолетом задач: Ил-3850 (SD - Sea Dragon, «Морской дракон») является не узкоспециализированным противолодочным самолетом, а многоцелевым морским патрульным самолетом, способным обнаруживать и поражать надводные и подводные цели, вести оптическую и радиотехническую разведку, патрулировать морские акватории. Самолет оснащен прицельно-поисковой системой «Морской Дракон», представляющей собой экспортный вариант комплекса «Новелла». На самолете установлены поисковая РЛС (под обтекателем в носовой части фюзеляжа, вместо РЛС «Беркут»), 96-канальная система сбора и обработки информации от РГБ, оптоэлектронная система обзора (на турели под носовой частью фюзеляжа), система радиотехнической разведки (смонтирована на раме под обтекателем над носовой частью фюзеляжа), инфракрасная система поиска подводной лодки по тепловому следу. Рабочие места операторов полностью обновлены и оборудованы цветными ЖК индикаторами. При построении комплекса принят принцип открытой архитектуры на основе используемого США и НАТО интерфейса 1553В, что упрощает интеграцию в комплекс новых устройств и систем.
В состав вооружения введена противокорабельная ракета «воздух - поверхность» Х-35Э «Уран»; ВМС Индии в перспективе намерены вооружить самолет российско-индийскими противокорабельными ракетами «Брамос». Для подвески УР Х-35Э и «БраМос» под центропланом смонтированы пилоны, самолет способен нести две ракеты того или иного типа. Ресурс модернизированных самолетов продлен на 15 лет. Государственные совместные испытания Ил-38Б0 начались в 2003 году. Доработка первой машины осуществлялась в «АК им. С.В. Ильюшина», остальных - в Пушкине. Первый полет Ил-38Б0 (без надфю- зеляжного обтекателя) выполнил 3 июля 2003 года. Первый модернизированный Ил-38БО был передан ВМС Индии в январе 2006 года. Последний, пятый, Ил-38БР Индия получила в феврале 2010 года.
Ил-38SD ВМС Индии, над фюзеляжем установлена аппаратура комплекса «Морской змей». Снимок сделан в 2005 году на аэродроме Пулково. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий