в Google+ Мы в Google+ Эксплуатация Ил-38 ~ Легендарные самолеты

Social Icons

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

22.03.2013

Эксплуатация Ил-38

Ил 38 фото
Ил-38 из 317-го отдельного смешанного авиационного полка Тихоокеанского флота выполняет посадку, Елизово, 2011 год
Первым самолеты Ил-38 полу­чил 33-й Центр боевого приме­нения и переучивания летного состава авиации ВМФ им. Е.Н. Преоб­раженского в Кульбакино под Николае­вом. В марте 1968 года Ил-38 получил вновь сформированный 24-й отдель­ный противолодочный авиаполк даль­него действия (ОПЛАП ДД) авиации Се­верного флота, в 1969 году эти самолеты поступили в тихоокеанский 77-й ОПЛАП, а в 1972 году - в 145-ю отдельную про­тиволодочную авиационную эскадрилью (ОПЛАЭ) Балтийского флота. В 1999 году, спустя 30 лет после принятия самолета на вооружение, с Бе 12 на Ил-38 перево­оружили противолодочную эскадрилью 317-го смешанного авиаполка, дислоци­рованного в Елизово на Камчатке.

Изначально Ил-38 считался даль­ним противолодочным самолетом.

В определенной степени название было оправданным, так как боевой радиус действия самолета соответствовал даль­ности полета МБР Polaris А-1, но уже в 1962 году на вооружение была при­нята ракета Polaris А-2 с дальностью пу­ска 2800 км, а в 1964 году - Polaris А-3 с дальностью полета 4600 км. Для обна­ружения и борьбы с носителями Polaris А-3 Ил-38 был малопригоден. Фактиче­ски, самолет на момент принятия на во­оружение уже не мог выполнять свою основную задачу. Действительно, даль­ним противолодочным самолетом стал Ту-142, а Ил-38 переквалифицировали в средние.
Подготовка к полету Ил 38
Подготовка к полету Ил-38 из 317-го отдельного смешанного авиационного полка Тихоокеанского флота, аэродром Елизово, 2011 год
Авиационный комплекс Ил-38 во многом получился противоречивым. С одной стороны - великолепный само­лет, в который многие летчики просто влюбились! Обычное дело, когда пере­делка пассажирской машины в военную приводит к усложнению техники пило­тирования, но Ил-38 получился более простым и приятным в пилотировании, чем его прародитель Ил-18. За все де­сятилетия эксплуатации морская авиа­ция потеряла только два Ил-38. Один выкатился за полосу при посадке; никто не погиб, но машину списали. Второй разбился при заходе на посадку в Севе­роморске в феврале 1994 года; экипаж погиб. С другой стороны — сверхсовре­менный по уровню автоматизации по- исково-прицельный комплекс, который, однако, постоянно ломался и доволь­но быстро устарел. Свою негативную роль сыграло и желание командующе­го авиацией ВМФ генерал-полковника И.И. Борзова сделать на основе Ил-18 узкоспециализированный противоло­дочный самолет. Командующий впол­не обоснованно полагал, что «много­вариантность» применения приведет к затягиванию сроков проектирования и испытаний комплекса. Другое дело, что по целому ряду причин (главная из которых называется Ту-142) модер­низации Ил-38 внимания практически не уделялось. Уместно сравнить Ил-38 с амери­канским аналогом Р-3 Orion. Оба само­лета поступили в строевые части при­мерно в одно время и были близки по своей боевой эффективности. Одна­ко Р-3 постоянно совершенствовался, на его основе было создано целое се­мейство самолетов различного назна­чения. Аналогом же не самого нового морского патрульного (не только про­тиволодочного) Р-ЗСстал Ил-38Н, кон­цептуально «запоздавший» лет на 20... Тем не менее на протяжении всей сво­ей службы Ил-38 использовались и как патрульные, и как разведчики, и как по­исково-спасательные. Нередко Ил-38 оказывали и оказывают на вероятно­го противника (или союзника) психоло­гическое давление. Так, почти за всеми учениями Северного флота наблюда­ет норвежский разведывательный ко­рабль «Марьята», который, соответ­ственно, «пасут» североморские Ил-38. На Камчатке за пусками отечествен­ных баллистических ракет на полиго­не Куру наблюдает американское раз­ведывательное судно «Обсервейшн Айленд» — его облет является обычным делом для Илов из 317-го САП. В де­кабре 2010 года Ил-38 из Николаевки на несколько часов парализовали дей­ствия американских и японских кора­блей, принимавших участие в крупней­шем за всю историю совместном учении «Keen Sword».

Все же основной задачей Ил-38 была, есть и, вероятно, будет - борь­ба с подводными лодками. Возможно­сти самолета по решению данной зада­чи достаточно высоки. Чему примером может служить достоверно подтверж­денный факт обнаружения атомной ПЛАРБ типа «Огайо» ВМС США в рай­оне Владивостока одиночным Ил-38 из 317-го САП (самолет работал с аэ­родрома Николаевка близ Владиво­стока) в апреле 2011 года. Подтвер­дить факт обнаружения субмарины (и особенно ее типа) удавалось далеко не всегда.
Сброс с Ил 38 на парашюте спасательного плота.
Сброс с Ил-38 на парашюте спасательного плота.
В разные годы Ил-38 авиации ВМФ базировались за рубежом. Обыч­но - на ротационной основе, со сме­ной самолетов и экипажей каждые не­сколько месяцев. В разные годы Ил-38 базировались в Египте (в Египте на са­молеты ВМФ СССР нанесли опозна­вательные знаки ВВС Египта), Ливии, Йемене, Эфиопии, Сомали. В октя­бре 201 2 года Россия обратилась к Франции с предложением разместить для борьбы с пиратами на базе в Джи­бути два Ил-38.

Модернизированные Ил-38 прослу­жат в ВМФ России минимум еще 15 лет, хотя работы по преемнику Ил-38 нача­лись еще в 1990-е годы. Из-за проблем с финансированием работы по мор­скому патрульному самолету на базе Ту-204 тогда не вышли из стадии «бу­мажного» проектирования. В сентя­бре 2012 года Министерство обороны РФ анонсировало тендер на разработку противолодочного самолета для замены Ил-38. Не исключено, что им станет ам­фибия А-42.

Американский аналог Ил-38
Американский аналог Ил-38 — базовый патрульный самолет Lockheed Р-ЗС Orion. Данный Р-ЗС демонстрировался на авиасалоне МАКС-2011.
Самолет Ил-38
Самолет Ил-38 из 317-го ССАП заруливает на стоянку после посадки, Елизово, осень 2С12 года.

По теме:

Открыл для себя что-то новенькое? Поделись с друзьям:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

 

Интересное!

О проекте

Легендарные самолеты - проект, рассказывающий о самых известных самолетах, составивших гордость отечественного самолетостроения с начала XX века до настоящих дней - истребителях, штурмовиках, бомбардировщиках, разведчиках, противолодочных и военнотранспортных самолетах. Проект охватит боевые самолеты, состоящие на вооружении России в Первой мировой войне, Второй мировой войне, в советский период и настоящее время.

Followers

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

Поиск