|
Ил-38 из 317-го отдельного смешанного авиационного полка Тихоокеанского флота выполняет посадку, Елизово, 2011 год |
Первым
самолеты Ил-38 получил 33-й Центр боевого применения и переучивания летного состава авиации ВМФ им. Е.Н. Преображенского в Кульбакино под Николаевом. В марте 1968 года Ил-38 получил вновь сформированный 24-й отдельный противолодочный авиаполк дальнего действия (ОПЛАП ДД) авиации Северного флота, в 1969 году эти самолеты поступили в тихоокеанский 77-й ОПЛАП, а в 1972 году - в 145-ю отдельную противолодочную авиационную эскадрилью (ОПЛАЭ) Балтийского флота. В 1999 году, спустя 30 лет после принятия самолета на вооружение, с
Бе 12 на Ил-38 перевооружили противолодочную эскадрилью 317-го смешанного авиаполка, дислоцированного в Елизово на Камчатке.
Изначально Ил-38 считался дальним противолодочным самолетом.
В определенной степени название было оправданным, так как боевой радиус действия самолета соответствовал дальности полета МБР Polaris А-1, но уже в 1962 году на вооружение была принята ракета Polaris А-2 с дальностью пуска 2800 км, а в 1964 году - Polaris А-3 с дальностью полета 4600 км. Для обнаружения и борьбы с носителями Polaris А-3 Ил-38 был малопригоден. Фактически, самолет на момент принятия на вооружение уже не мог выполнять свою основную задачу. Действительно, дальним противолодочным самолетом стал Ту-142, а Ил-38 переквалифицировали в средние.
|
Подготовка к полету Ил-38 из 317-го отдельного смешанного авиационного полка Тихоокеанского флота, аэродром Елизово, 2011 год |
Авиационный комплекс Ил-38 во многом получился противоречивым. С одной стороны - великолепный самолет, в который многие летчики просто влюбились! Обычное дело, когда переделка пассажирской машины в военную приводит к усложнению техники пилотирования, но Ил-38 получился более простым и приятным в пилотировании, чем его прародитель Ил-18. За все десятилетия эксплуатации морская авиация потеряла только два Ил-38. Один выкатился за полосу при посадке; никто не погиб, но машину списали. Второй разбился при заходе на посадку в Североморске в феврале 1994 года; экипаж погиб. С другой стороны — сверхсовременный по уровню автоматизации по- исково-прицельный комплекс, который, однако, постоянно ломался и довольно быстро устарел. Свою негативную роль сыграло и желание командующего авиацией ВМФ генерал-полковника И.И. Борзова сделать на основе Ил-18 узкоспециализированный противолодочный самолет. Командующий вполне обоснованно полагал, что «многовариантность» применения приведет к затягиванию сроков проектирования и испытаний комплекса. Другое дело, что по целому ряду причин (главная из которых называется Ту-142) модернизации Ил-38 внимания практически не уделялось. Уместно сравнить Ил-38 с американским аналогом Р-3 Orion. Оба самолета поступили в строевые части примерно в одно время и были близки по своей боевой эффективности. Однако Р-3 постоянно совершенствовался, на его основе было создано целое семейство самолетов различного назначения. Аналогом же не самого нового морского патрульного (не только противолодочного) Р-ЗСстал Ил-38Н, концептуально «запоздавший» лет на 20... Тем не менее на протяжении всей своей службы Ил-38 использовались и как патрульные, и как разведчики, и как поисково-спасательные. Нередко Ил-38 оказывали и оказывают на вероятного противника (или союзника) психологическое давление. Так, почти за всеми учениями Северного флота наблюдает норвежский разведывательный корабль «Марьята», который, соответственно, «пасут» североморские Ил-38. На Камчатке за пусками отечественных баллистических ракет на полигоне Куру наблюдает американское разведывательное судно «Обсервейшн Айленд» — его облет является обычным делом для Илов из 317-го САП. В декабре 2010 года Ил-38 из Николаевки на несколько часов парализовали действия американских и японских кораблей, принимавших участие в крупнейшем за всю историю совместном учении «Keen Sword».
Все же основной задачей Ил-38 была, есть и, вероятно, будет - борьба с подводными лодками. Возможности самолета по решению данной задачи достаточно высоки. Чему примером может служить достоверно подтвержденный факт обнаружения атомной ПЛАРБ типа «Огайо» ВМС США в районе Владивостока одиночным Ил-38 из 317-го САП (самолет работал с аэродрома Николаевка близ Владивостока) в апреле 2011 года. Подтвердить факт обнаружения субмарины (и особенно ее типа) удавалось далеко не всегда.
|
Сброс с Ил-38 на парашюте спасательного плота. |
В разные годы Ил-38 авиации ВМФ базировались за рубежом. Обычно - на ротационной основе, со сменой самолетов и экипажей каждые несколько месяцев. В разные годы Ил-38 базировались в Египте (в Египте на самолеты ВМФ СССР нанесли опознавательные знаки ВВС Египта), Ливии, Йемене, Эфиопии, Сомали. В октябре 201 2 года Россия обратилась к Франции с предложением разместить для борьбы с пиратами на базе в Джибути два Ил-38.
Модернизированные Ил-38 прослужат в ВМФ России минимум еще 15 лет, хотя работы по преемнику Ил-38 начались еще в 1990-е годы. Из-за проблем с финансированием работы по морскому патрульному самолету на базе Ту-204 тогда не вышли из стадии «бумажного» проектирования. В сентябре 2012 года Министерство обороны РФ анонсировало тендер на разработку противолодочного самолета для замены Ил-38. Не исключено, что им станет амфибия А-42.
|
Американский аналог Ил-38 — базовый патрульный самолет Lockheed Р-ЗС Orion. Данный Р-ЗС демонстрировался на авиасалоне МАКС-2011. |
|
Самолет Ил-38 из 317-го ССАП заруливает на стоянку после посадки, Елизово, осень 2С12 года. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий