Двигатель М-34РН, частично «препарированный» для осмотра его устройства. Хорошо видны цилиндры с поршнями, клапаны и шестеренчатый понижающий редуктор. |
ТБ-3 — цельнометаллический четырехмоторный свободнонесущий моноплан с неубирающимся шасси и открытыми кабинами.
Фюзеляж: каркас фюзеляжа состоял из четырех лонжеронов, 19 шпангоутов и промежуточных раскосов. Все элементы каркаса выполнялись из дюралевых труб и профилей, соединенных клепкой. Обшивка - гофрированные дюралевые листы. Фюзеляж имел переменное сечение - от почти квадратного в носовой и центральной частях до трапециевидного с узкой нижней гранью в хвосте.
В самом носу находилась передняя стрелковая точка, под ней - застекленная кабина штурмана-бомбардира и штурмана-навигатора, а за ней - открытая кабина пилотов с двойным управлением. Между сиденьями пилотов был проход вперед - в штурманскую кабину, и назад - в кабину старшего борттехника с пультом управления двигателями. Далее сквозь фюзеляж проходили лонжероны центроплана, между которыми находился бомбовый отсек, закрытый снизу откидными створками. Над бомбовым отсеком шел узкий лаз в хвостовую часть фюзеляжа.
Штурвал и приборная доска левого пилота. Справа внизу виден проход в штурманскую кабину. |
За бомбовым отсеком располагалась так называемая «общая кабина», в которой сидел радист с рацией и двое стрелков.
Крыло: трапециевидной формы и очень толстого профиля, у фюзеляжа его толщина достигала полутора метров, что позволяло при необходимости размещать внутри крыла людей и грузы. Также там проходил коридор для доступа в полете к стрелковым башням и моторам.
Борттехник ТБ-3 на своем рабочем месте. Перед ним — панель управления двигателями. |
Основу силового набора составляли четыре ферменных лонжерона из дюралевых труб, а также нервюры из труб меньшего диаметра и швеллеров. Обшивка - гофрированный дюраль. Все элементы каркаса и обшивки скреплялись между собой алюминиевыми заклепками.
На задней кромке крыла размещались четырехсекционные элероны щелевого типа, с внутренними весовыми балансирами. Элероны подвешивались к заднему лонжерону на шарикоподшипниках.
Аэродромный осмотр двигателя М-17 За двигателем установлен маслобак |
Силовая установка: самолеты ранних серий (более поздние описаны в следующем разделе) оснащались четырьмя 12-цилиндровыми двухрядными двигателями водяного охлаждения М-17 с двухлопастными деревянными винтами фиксированного шага диаметром 3,5 м.
Моторы размещались в общих гондолах с сотовыми радиаторами. Мотогондолы - единственные фрагменты самолета, имевшие не гофрированную, а гладкую обшивку. Охлаждение двигателей регулировалось поворотом передних створок жалюзи радиаторов, которыми управлял борттехник.
Подкрыльевая выдвижная стрелковая установка с пулеметом ДА. |
Моторы запускались пневмостартерами, действующими от баллонов со сжатым воздухом, либо вручную, с помощью резиновой петли на палке, которой цепляли и проворачивали лопасти винтов.
Топливо (смесь бензина и бензола или этилированный бензин) размещалось в четырех больших крыльевых баках емкостью по 1990 литров, склепанных из дюраля. Четыре маслобака по 120 л были установлены в мотогондолах за двигателями.
Оперение: киль и стабилизатор по конструкции аналогичны крылу и элеронам. Крепление стабилизатора усиливалось парными стальными лентами-расчалками, шедшими к килю и фюзеляжу. Рули имели роговую аэродинамическую компенсацию.
Шасси: обычного типа с хвостовым костылем. Основные опоры - пирамидальные, с дюралевыми подкосами и стальными полуосями. В стойки встроены резиновые пластинчатые амортизаторы. К полуосям крепились двухколесные тандемные тележки, колеса которых стояли с небольшим сдвигом, так что каждое шло по своей колее. Оси колес подрессорены, а сами колеса спицованные, диаметром 1,35 м. Зимой вместо колес монтировали лыжи. Хвостовой костыль - ориентирующийся, сварной из труб, со съемным стальным башмаком, на который зимой надевалась лыжа. Амортизатор - резиновый пластинчатый на заднем подкосе.
Подфюзеляжные бомбодержатели, укрепленные между стойками шасси. |
Вооружение: включало переднюю турель Тур-6, две перекатывающиеся с борта на борт турели Тур-5 за задней кромкой крыла (обычно они стояли диагонально) и две выдвижные стрелковые башни Б-2 под крылом. На самолетах ранних выпусков везде стояли одиночные пулеметы ДА («Дегтярев авиационный») калибра 7,62 мм с дисковым питанием, в дальнейшем на турели начали устанавливать спарки пулеметов того же типа. Все спаренные установки имели запас по 24 диска, подкрыльевые - по семь. Башни Б-2 выдвигались и убирались вручную самими стрелками при помощи лебедок.
Стандартный запас бомб составлял 2000 кг, но в перегруз (за счет уменьшения запаса топлива) самолет мог поднимать до пяти тонн боевой нагрузки.
фюзеляжные башенные турели МВ-3, которые в конце 1930-Х годов ставили на некоторые экземпляры ТБ-3 взамен старых открытых турелей Тур-5, изображенных на нижнем снимке |
Гондола водорадиатора ТБ-3 с мотором М-34. Капот двигателя снят. Слева видна подкрыльевая пулеметная установка в убранном положении. Из-под крыла свисают только обтекатели ног стрелка. |
вертикальное оперение и задняя турель ТБ-3 с мотором М-34Р, пулемет не установлен. |
двухколесная тележка шасси «ранних» модификаций ТБ-3. Спицовка заднего колеса закрыта колпаком (возможно, для защиты от грязи, летевшей из-под переднего колеса). |
Комментариев нет:
Отправить комментарий