ПС-84
Первая серийная пассажирская модификация, которая почти ничем не отличалась от оригинала, за исключением установки советских двигателей М-62ИР, а также оборудования и приборов советского образца.
ПС-84К
Довоенный десантно-транспортный вариант, испытанный в 1940 году. В левом борту сделан большой грузовой люк с врезанной в него дополнительной дверцей. Пассажирские сиденья убраны, вместо них установлены откидные лавки вдоль бортов для десантников, которые могли быть заменены на крепления для носилок. Пол пассажирской кабины усилен, на нем смонтированы 16 узлов для крепления грузов. Стандартная нагрузка составляла 1600 кг, максимальная - 2000 кг.
Самолет был рекомендован к принятию на вооружение, но ни одного серийного экземпляра так и не построили, поскольку 84-й завод едва справлялся с планом выпуска пассажирских машин.
ПС-84ВП (военное применение)
Вскоре после начала войны на базе ПС-84К был разработан военно-транспортный вариант с вооружением. Его серийный выпуск начался в декабре 1941 года, когда 84-й завод уже находился в эвакуации в Ташкенте. С тех пор производство ПС-84 было сосредоточено в столице Узбекистана и на заводе № 126 в Комсомольске-на-Амуре. С сентября 1942 года самолет назывался Ли-2ВП, или просто Ли-2.
Ли-2НБ (ночной бомбардировщик)
Дальнейшее развитие ПС-84ВП с частичным бронированием пилотской кабины и бомбовыми подвесками. Самолет разработан в начале 1942 года и сразу запущен в серию. К середине года на фронт поступило уже 180 таких машин, а темпы серийного выпуска достигли 40 экземпляров в месяц.
Ли-2НБ выпускался до конца войны почти без изменений, только в 1943 году вместо пулемета ШKAC на верхней турели начали ставить крупнокалиберный пулемет УБТ.
Ли-2, выставленный в экспозиции музея Великой Отечественной войны в Минске. Ранее этот самолет стоял в местном парке культуры и отдыха в качестве летнего детского кинотеатра. |
Ли-2С (салон)
Вариант Ли-2ВП для перевозки старшего комсостава и чиновников высокого ранга. Пассажирская кабина имела богатую отделку из бархата и лакированного дерева, в ней стояли мягкие кресла и столики, а в хвостовой части было оборудовано спальное купе с диваном и платяным шкафом.
Ли-2УШ (учебно-штурманский)
Послевоенный вариант для обучения штурманов-бомбардиров. В прозрачном блистере возле левой передней двери фюзеляжа был установлен бомбовый прицел ОПБ-1, а под крылом - восемь подвесок для 50-килограммовых учебных авиабомб. В 1949 году построена небольшая серия.
Ли-2П Послевоенная пассажирская модификация, применявшаяся в «Аэрофлоте» и в авиакомпаниях социалистических стран.
Ли-2СХ
Сельскохозяйственная модификация для распыления удобрений и борьбы с вредителями. В грузопассажирской кабине поставили бак на 1500 л химикатов, заливка которого производилась через люк в крыше фюзеляжа, а распылители вывели под днище. Самолет применялся в начале 1950-х годов, но оказался экономически невыгодным по сравнению с гораздо более дешевым и потреблявшим меньше топлива бипланом Ан-2.
Ли-2В (высотный)
В 1953 году несколько пассажирских Ли-2 снабдили турбокомпрессорами ТК-19, новыми четырехлопастными винтами и кислородным оборудованием не только для экипажа, но и для пассажиров. Рабочий потолок машины увеличился до 8000 м.
Эти самолеты использовались в первой советской антарктической экспедиции и на отдельных высокогорных трассах «Аэрофлота», однако модификация не получила широкого распространения, поскольку пассажиры тяжело переносили полет на больших высотах в негерметичной кабине.
Ли-2Д (дальний)
Самолет, предназначенный для эксплуатации в отдаленных районах с редкой аэродромной сетью. В консолях крыла установлены дополнительные бензобаки.
Ли-2ФГ (фотограмметрический)
Самолет для фотосъемки земной поверхности, оснащенный пятью аэрофотоаппаратами различных типов. Для их объективов в днище фюзеляжа были прорезаны люки, а для точной наводки в блистерах по бортам фюзеляжа установили колли- маторные прицелы НКПБ. В хвосте фюзеляжа оборудовали фотолабораторию, которая могла проявлять пленки непосредственно в полете. В 1960-е годы Ли-2ФГ активно применялись при картографировании местности.
Ли-2ЛЛ
Кроме вышеописанных серийных модификаций немало машин, носивших обобщенное название Ли-2ЛЛ, было переоборудовано в летающие лаборатории для различных исследований. Они применялись в метеорологии, геологии, гидрологии, в испытаниях радиоэлектронного оборудования, фототехники и даже для замеров радиации при ядерных испытаниях. Серийное производство Ли-2 продолжалось до 1952 года. Всего построено 4937 экземпляров.
Комментариев нет:
Отправить комментарий