в Google+ Мы в Google+ Эксплуатация Ли-2 ~ Легендарные самолеты

Social Icons

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

03.03.2013

Эксплуатация Ли-2

Ли-2НБ
Ли-2НБ с парашютными контейнерами под фюзеляжем вылетает во вражеский тыл для доставки грузов партизанам, зима 1943-1944 годов.

Первые ПС-84 в 1940 году полу­чило Московское управление Гражданского Воздушного фло­та. В том же году новый авиалайнер на­чал осуществлять грузопассажирские перевозки на внутренних и международ­ных авиалиниях: Москва - Стокгольм, Москва - Берлин, Ташкент — Кабул, Улан-Удэ - Улан-Батор, Москва - Но­восибирск, Москва - Ашхабад и Мо­сква - Тбилиси. Экипажи и пассажиры давали самолету очень высокую оцен­ку. Большая скорость, современное нави­гационное оборудование и относительно высокий уровень комфорта выгодно отли­чали его от советских авиалайнеров ПС-9, выпущенных в начале 1930-х годов.

Когда началась Великая Отечественная война, «Аэрофлот» перешел в подчинение Наркомату обороны, а из его подразделе­ний сформировали шесть военно-транспортных авиагрупп особого назначения (АГОН). В Московской АГОН насчитыва­лось больше всего таких машин - при­мерно 50 штук. Осенью 1942 года ее пре­образовали в транспортную дивизию ГВФ, а остальные группы - в полки.
Ли-2 в военной раскраске
Ли-2 в военной раскраске заходит на посадку на Тушинский аэродром Москвы. На летном поле видны еще несколько самолетов этого типа. Слева внизу — старое здание аэровокзала.
5 марта 1942 года была создана Ави­ация Дальнего Действия (АДД), находив­шаяся в непосредственном подчинении Ставки Верховного Главнокомандова­ния. В апреле в нее вошло соединение, вооруженное Ли-2ВП, - 1 -я транспорт­ная дивизия в составе 101 -го и 102-го полков. Сначала дивизия располага­ла только десантно-транспортными ма­шинами, но вскоре туда стали посту­пать Ли-2НБ. Когда их стало больше чем транспортников, слово «транспорт­ная» в названии соединения заменили на «бомбардировочная».

Параллельно шло формирование но­вых частей. К началу 1944 года на Ли-2НБ воевали 5-й авиакорпус, одна дивизия 6-го и две дивизии 7-го корпусов, в об­щей сложности 10 полков.

Кроме частей дальней авиации и ГВФ, на Ли-2 летали вспомогательные авиапод­разделения флотов, а также авиадивизия особого назначения (АДОН), занимавша­яся перевозками высшего военного коман­дования, членов правительства и партий­ных функционеров высокого ранга.
Экипаж «аэрофлотовского» Ли-2
Экипаж «аэрофлотовского» Ли-2 в зимнем обмундировании перед своим самолетом. Он целиком окрашен в серебристый цвет без каких- либо декоративных элементов, только на носу изображена эмблема авиакомпании. Обратите внимание на лобовые панели капотов, установленные на этой машине, причем у левого двигателя створки жалюзи закрыты, а у правого — открыты.
В начале войны ПС-84 в основном вы­полняли транспортные задачи, но при этом им нередко приходилось действовать на линии фронта и даже в тылу врага. Так, в начале июля 1941 года они доставляли горючее и боеприпасы советским войскам, попавшим в окружение под Минском. Об­ратными рейсами вывозили раненых.
Заправка топливом крыльевого бензобака Ли-2
Заправка топливом крыльевого бензобака Ли-2.

В октябре главной работой для транс­портников стало снабжение продоволь­ствием блокадного Ленинграда и эваку­ация оттуда женщин и детей. До конца декабря, когда заработала проложен­ная по льду Ладожского озера «доро­га жизни», экипажи ПС-84 доставили в осажденный город свыше 6000 т грузов и вывезли из него более 53000 человек.

На южном участке фронта бывшие гражданские авиалайнеры из Московской АГОН создали «воздушный мост» в окру­женный Севастополь. Там их мог принять единственный аэродром Херсонес, кото­рый находился в зоне обстрела немец­ких орудий. Поэтому летать приходилось только ночью и заходить на посадку, не за­жигая фар, чтобы не привлекать внима­ние вражеских наблюдателей. Это требо­вало от летчиков высочайшего мастерства и отваги, но экипажи справились с зада­нием, совершив в общем счете 229 рей­сов и вывезя из Севастополя 2168 ране­ных бойцов.
Один из многих Ли-2 фото
Один из многих Ли-2, переданных после войны в «Аэрофлот» из ВВС. На самолете сохранился военный камуфляж с черными нижними поверхностями, поверх которого нанесены гражданские регистрационные коды.

Ли-2 сыграли огромную роль в под­держке партизанского движения. За годы войны они доставили партизанам поч­ти 17000 т оружия, боеприпасов, про­довольствия, медикаментов, взрывчатки и других грузов. Когда позволяла обста­новка, народные мстители оборудовали для транспортников импровизированные аэродромы, а если такой возможности не было, грузы сбрасывали на парашютах. Также выполнялись операции по высад­ке парашютистов-десантников и заброске во вражеский тыл диверсионно-разведы­вательных групп.

Ли-2 осуществляли транспорт­ные перевозки в течение всей войны, а в 1942 году, после появления моди­фикации Ли-2НБ, у них появилась новая задача - ночные бомбардировки тыло­вых объектов противника: транспорт­ных узлов, аэродромов, заводов и выяв­ленных разведкой скоплений вражеских войск.
Загрузка Ли-2НБ
Загрузка Ли-2НБ, который скоро отправится в опасный полет над Ладогой в блокадный Ленинград.
Казалось бы, для самолета, кото­рый создавался как чисто пассажирский, эта задача совершенно не свойственна, но оказалось, что Ли-2 лучше приспосо­блен для долгих полетов в темноте, чем основной советский дальний бомбарди­ровщик Ил-4. К тому же, у него была бо­лее удобная кабина, более простое управ­ление и в целом лучшие условия для работы экипажа.

В качестве ночных бомбардиров­щиков Ли-2 внесли свой вклад во все крупные сражения Отечественной вой­ны, начиная со Сталинградской битвы.

В 1944 году они участвовали в массиро­ванных налетах на Хельсинки и Будапешт, в 1945-м бомбили Кенигсберг, а «фи­нальным аккордом» их боевой службы стали бомбардировки Берлина. И имен­но Ли-2 выполнил почетную миссию по доставке в Москву из столицы повер­женного «рейха» знамени Победы и акта о безоговорочной капитуляции фашист­ской Германии.
Военно-транспортный Ли-2
Военно-транспортный Ли-2 из состава 12-й Воздушной армии, принимавший участие в Маньчжурской десантной операции в августе 1945 года.
После войны большинство Ли-2 вер­нулось к мирной службе. Еще целое деся­тилетие они оставались самыми распро­страненными «воздушными автобусами» Гражданского Воздушного флота и ис­правно возили пассажиров во всех реги­онах Советского Союза. В рамках военной и экономической помощи эти самолеты поставлялись в Польшу, Чехословакию, Болгарию, Китай и другие социалистиче­ские страны.

В 1950-е годы стареющего Ли-2 на­чали вытеснять более современные ма­шины Ил-12 и Ил-14, неокончательно он «сошел со сцены» только после по­явления авиалайнеров нового поколе­ния - реактивного Ту-104 и турбовинто­вого Ил-18.

До наших дней на территории Рос­сии, Украины и Белоруссии сохранил­ся примерно десяток Ли-2, являющих­ся экспонатами различных музеев, либо установленных на постаментах в виде памятников.
Ли-2
Парашютисты-десантники занимают свои места в кабине Ли-2 перед полетом во вражеский тыл.

По теме:

Открыл для себя что-то новенькое? Поделись с друзьям:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

 

Интересное!

О проекте

Легендарные самолеты - проект, рассказывающий о самых известных самолетах, составивших гордость отечественного самолетостроения с начала XX века до настоящих дней - истребителях, штурмовиках, бомбардировщиках, разведчиках, противолодочных и военнотранспортных самолетах. Проект охватит боевые самолеты, состоящие на вооружении России в Первой мировой войне, Второй мировой войне, в советский период и настоящее время.

Followers

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

Поиск