Ли-2НБ с парашютными контейнерами под фюзеляжем вылетает во вражеский тыл для доставки грузов партизанам, зима 1943-1944 годов. |
Первые ПС-84 в 1940 году получило Московское управление Гражданского Воздушного флота. В том же году новый авиалайнер начал осуществлять грузопассажирские перевозки на внутренних и международных авиалиниях: Москва - Стокгольм, Москва - Берлин, Ташкент — Кабул, Улан-Удэ - Улан-Батор, Москва - Новосибирск, Москва - Ашхабад и Москва - Тбилиси. Экипажи и пассажиры давали самолету очень высокую оценку. Большая скорость, современное навигационное оборудование и относительно высокий уровень комфорта выгодно отличали его от советских авиалайнеров ПС-9, выпущенных в начале 1930-х годов.
Когда началась Великая Отечественная война, «Аэрофлот» перешел в подчинение Наркомату обороны, а из его подразделений сформировали шесть военно-транспортных авиагрупп особого назначения (АГОН). В Московской АГОН насчитывалось больше всего таких машин - примерно 50 штук. Осенью 1942 года ее преобразовали в транспортную дивизию ГВФ, а остальные группы - в полки.
Ли-2 в военной раскраске заходит на посадку на Тушинский аэродром Москвы. На летном поле видны еще несколько самолетов этого типа. Слева внизу — старое здание аэровокзала. |
Параллельно шло формирование новых частей. К началу 1944 года на Ли-2НБ воевали 5-й авиакорпус, одна дивизия 6-го и две дивизии 7-го корпусов, в общей сложности 10 полков.
Кроме частей дальней авиации и ГВФ, на Ли-2 летали вспомогательные авиаподразделения флотов, а также авиадивизия особого назначения (АДОН), занимавшаяся перевозками высшего военного командования, членов правительства и партийных функционеров высокого ранга.
Заправка топливом крыльевого бензобака Ли-2. |
В октябре главной работой для транспортников стало снабжение продовольствием блокадного Ленинграда и эвакуация оттуда женщин и детей. До конца декабря, когда заработала проложенная по льду Ладожского озера «дорога жизни», экипажи ПС-84 доставили в осажденный город свыше 6000 т грузов и вывезли из него более 53000 человек.
На южном участке фронта бывшие гражданские авиалайнеры из Московской АГОН создали «воздушный мост» в окруженный Севастополь. Там их мог принять единственный аэродром Херсонес, который находился в зоне обстрела немецких орудий. Поэтому летать приходилось только ночью и заходить на посадку, не зажигая фар, чтобы не привлекать внимание вражеских наблюдателей. Это требовало от летчиков высочайшего мастерства и отваги, но экипажи справились с заданием, совершив в общем счете 229 рейсов и вывезя из Севастополя 2168 раненых бойцов.
Один из многих Ли-2, переданных после войны в «Аэрофлот» из ВВС. На самолете сохранился военный камуфляж с черными нижними поверхностями, поверх которого нанесены гражданские регистрационные коды. |
Ли-2 сыграли огромную роль в поддержке партизанского движения. За годы войны они доставили партизанам почти 17000 т оружия, боеприпасов, продовольствия, медикаментов, взрывчатки и других грузов. Когда позволяла обстановка, народные мстители оборудовали для транспортников импровизированные аэродромы, а если такой возможности не было, грузы сбрасывали на парашютах. Также выполнялись операции по высадке парашютистов-десантников и заброске во вражеский тыл диверсионно-разведывательных групп.
Ли-2 осуществляли транспортные перевозки в течение всей войны, а в 1942 году, после появления модификации Ли-2НБ, у них появилась новая задача - ночные бомбардировки тыловых объектов противника: транспортных узлов, аэродромов, заводов и выявленных разведкой скоплений вражеских войск.
Загрузка Ли-2НБ, который скоро отправится в опасный полет над Ладогой в блокадный Ленинград. |
В качестве ночных бомбардировщиков Ли-2 внесли свой вклад во все крупные сражения Отечественной войны, начиная со Сталинградской битвы.
В 1944 году они участвовали в массированных налетах на Хельсинки и Будапешт, в 1945-м бомбили Кенигсберг, а «финальным аккордом» их боевой службы стали бомбардировки Берлина. И именно Ли-2 выполнил почетную миссию по доставке в Москву из столицы поверженного «рейха» знамени Победы и акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.
Военно-транспортный Ли-2 из состава 12-й Воздушной армии, принимавший участие в Маньчжурской десантной операции в августе 1945 года. |
В 1950-е годы стареющего Ли-2 начали вытеснять более современные машины Ил-12 и Ил-14, неокончательно он «сошел со сцены» только после появления авиалайнеров нового поколения - реактивного Ту-104 и турбовинтового Ил-18.
До наших дней на территории России, Украины и Белоруссии сохранился примерно десяток Ли-2, являющихся экспонатами различных музеев, либо установленных на постаментах в виде памятников.
Парашютисты-десантники занимают свои места в кабине Ли-2 перед полетом во вражеский тыл. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий