в Google+ Мы в Google+ Модификации Ту-2 ~ Легендарные самолеты

Social Icons

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

18.03.2013

Модификации Ту-2


Сборка прототипа 103У
Сборка прототипа «103У», хорошо видны моторы АМ-37 еще не закрытые капотами, а также овальные отверстия воздухозаборников водорадиатора в передней кромке центроплана

«Самолет 103»


Первый прототип, вышедший на испыта­ния в январе 1941 года. От всех последу­ющих машин он отличался составом эки­пажа и вооружением. В передней кабине находился только пилот, а штурман, так­же исполнявший обязанности стрелка-ра- диста, сидел в задней кабине. Третий член экипажа - стрелок - обслуживал нижнюю люковую установку.

В носовом конусе перед кабиной пи­лота были установлены два курсовых пу­лемета ШКАС калибра 7,62 мм. Такие же пулеметы стояли в верхней и нижней обо­ронительных установках задней кабины.



Силовая установка состояла из двух 12-цилиндровых двухрядных моторов жидкостного охлаждения АМ-37 с трех­лопастными винтами изменяемого шага ВИШ-61 И.

Самолет проходил испытания до мая 1941 года. По максимальной скорости он соответствовал новейшим истребителям, но в то же время отмечалась слабость за­щитного вооружения и неудачное раз­мещение экипажа, при котором штурман нес слишком большую рабочую нагруз­ку. Впрочем, к тому моменту оба эти недо­статка были уже устранены на втором про­тотипе, построенном 9 апреля.
Прототип «Самолета 103В» на испытаниях
Прототип «Самолета 103В» на испытаниях, лето 1941 года. Внизу - та же машина на бетонке аэродрома НИИ ВВС. Фонарь кабины открыт, под крылом установлены тормозные решетки, от которых в дальнейшем отказались.
«Самолета 103В»

«Самолет 103У» («улучшенный»)


Второй прототип, в котором сиденье штурмана и бомбовый прицел перенес­ли из задней кабины в переднюю. Теперь штурман мог в полете непосредствен­но общаться с пилотом, а в случае необ­ходимости (например, если пилот ранен) брать управление на себя, для этого у него имелась съемная ручка. Дополнительным выигрышем от перемещения штурмана стала возможность установки в передней кабине еще одного защитного пулемета ШКАС. Радиостанцию и задний верхний пулемет стал обслуживать четвертый член экипажа - стрелок-радист.

Летные испытания «103У» заверши­лись в июле 1941 года. По их результа­там был составлен акт, в котором, в част­ности, говорилось: «Самолеты «103» и «103У» по своим летно-техническим данным превосходят все известные са­молеты этого типа и полностью решают задачу вооружения ВВС Красной Армии фронтовыми пикирующими бомбарди­ровщиками».

27 июля Государственный Коми­тет Обороны принял решение о запу­ске «10ЗУ» в серийное производство.

А за неделю до этого «шпиона и вредите­ля» Туполева освободили, сняв с него все обвинения. В августе - сентябре отпусти­ли и остальных сотрудников его КБ.
Конвейерная сборка Ту 2
Конвейерная сборка Ту-2 на авиазаводе № 166 в Омске, 1942 год.

«Самолет 103В»


Буква «В» в индексе машины, очевид­но, означала «воздушный», поскольку этот третий прототип бомбардировщика был оснащен моторами воздушного ох­лаждения М-82А. Эти двухрядные звез­дообразные 14-цилиндровые двигате­ли были установлены в цилиндрических капотах и вращали трехлопастные вин­ты АВ-5.

Экстренная замена силовой установ­ки была вызвана тем, что моторы АМ-37 оказались недостаточно надежны­ми и склонными к перегреву. К тому же их делали на тех же производственных мощностях, что и аналогичные двигате­ли АМ-38, остро необходимые для штур­мовиков Ил-2, выпуск которых считался приоритетным.
М-82А потреблял при работе боль­ше бензина, чем АМ-37, но поскольку ему не требовались водорадиаторы, ра­нее размещенные в центроплане крыла, там установили дополнительные бензо­баки. Благодаря этому дальность полета даже слегка повысилась. Также увеличи­лась скорость и скороподъемность на ма­лых высотах, но скорость на больших вы­сотах и потолок стали ниже.

Тем не менее характеристики маши­ны по-прежнему позволяли считать ее лучшей в своем классе. «103В» был по­строен в ноябре 1941-го, 15 декабря на­чались его летные испытания, а одно­временно с этим на омском авиазаводе № 166 развернулась подготовка к серий­ному выпуску.
Ту 2 образца 1948 года с усиленным защитным вооружением
Ту-2 образца 1948 года с усиленным защитным вооружением. На задней верхней турели вместо пулемета УБТ установлена автоматическая пушка ШКАВ калибра 20 мм. Это позволило значительно увеличить дальнобойность и огневую мощь стрелковой точки.
В марте 1942 года вышел приказ нар­кома авиационной промышленности о присвоении самолету «103В» индекса Ту-2 - в честь его создателя А.Н. Туполева. И в том же месяце в небо поднялись пер­вые серийные машины.

С марта по октябрь завод сдал 80 Ту-2 Темпы производства постепенно нарас­тали, но вдруг как гром средь ясного неба из Москвы пришел приказ прекра­тить сборку бомбардировщиков, а вме­сто них начать постройку истребителей Ла-5. Возможно, это объяснялось необ­ходимостью восполнения больших по­терь истребителей в боях под Сталингра­дом, или же у кремлевского руководства возникли какие-то иные соображения, но как бы то ни было, а производство Ту-2 в Омске было надолго замороже­но и восстановилось только после вой­ны. С августа 1945 по апрель 1950 года 166-й завод выпустил еще 225 бомбар­дировщиков.

Ту-2С


В сентябре 1943 года вышел приказ о возобновлении постройки Ту-2 на мо­сковском авиазаводе № 23, ранее вы­пускавшем бомбардировщики Ил-4. Пе­реоборудование предприятия заняло несколько месяцев, поэтому до конца года завод сдал всего 16 машин.

К тому времени Туполев разработал новую модификацию бомбардировщи­ка, оснащенную форсированными мото­рами М-82ФН. Это позволило повысить скорость, высотность и уменьшить длину разбега. Кроме того, убрали неэффектив­ные курсовые пулеметы, а вместо хвосто­вых оборонительных ШКАСов установили крупнокалиберные пулеметы УБТ. Тор­мозные решетки не ставили, поскольку применение самолета в качестве пикиру­ющего бомбардировщика более не пред­усматривалось. Самолет со всеми эти­ми изменениями получил обозначение Ту-2С («Стандарт»),

За 1944 год 23-й завод отправил на фронт 378 Ту-2С, а в 1945 году - еще 742. В 1946 году к постройке Ту-2 под­ключили иркутский авиазавод № 39. До 1950 года на нем собрали еще 218 машин.

Ту-2 образца 1948 года


Последняя серийная бомбардировочная модификация, выпускавшаяся на иркут­ском и омском заводах. Ее отличали четырехлопастные винты АВ-9ВФ со «сре­занными» концами лопастей, наличие антиобледенительных устройств, увели­ченная площадь остекления передней ка­бины, а также ряд изменений в приборах, электросистемах и радиооборудовании.

Ту-2 образца 1948 года
Ту-2 образца 1948 года с характерными для этой модификации четырехлопастными винтами.

Ту-2Р


Фоторазведчик на базе Ту-2. В бомболю- ке вместо бомб крепились по два фотоап­парата АФА-1 или АФА-ЗС, либо один ноч­ной фотоаппарат НАФА-19. Для увеличения дальности полета самолет комплектовался подвесным бензобаком. В 1943 году постро­или четыре машины с моторами М-82, кото­рые применялись на фронте, а в 1945 году - один экземпляр с моторами М-82ФН.

В 1948 году были выпущены еще пять разведчиков, оснащенных помимо фото­аппаратов мощными импульсными про­жекторами для ночной съемки «Явор-1».
Один из четырех экземпляров фоторазведчика Ту 2Р
Один из четырех экземпляров фоторазведчика Ту-2Р с моторами М-82, построенных в 1Э43 году. Тактический номер на киле свидетельствует о том, что снимок сделан не во время испытаний, а уже в строевой части. Возле колеса лежит баллон со сжатым воздухом для зарядки пневмосистемы самолета.

Ту-2 «Огненный ёж»


Экспериментальный штурмовик с установлен­ной в бомболкже батареей из 88 автоматов ППШ, направленных под углом вниз. Само­лет проходил испытания в феврале 1946 года и продемонстрировал колоссальную огневую мощь, однако из-за быстрого расхода патро­нов и сложности зарядки перед каждым выле­том 88 дисковых магазинов его применение было признано нецелесообразным.
Бомболюк прототипа «Огненного ежа»
Бомболюк прототипа «Огненного ежа» с установленной в нем батареей из 88 пехотных автоматов ППШ. Для перезарядки ее можно было опускать на землю с помощью лебедки. Справа видна 250-килограммовая бомба, подвешенная под центропланом.

Ту-2Т


Торпедоносец, способный нести две ави­ационные торпеды 45-36АН, укреплен­ные по бортам фюзеляжа. Прошел испыта­ния с февраля по апрель 1945 года и был рекомендован к принятию на вооружение. В 1946 году построена небольшая серия.
Прототип торпедоносца Ту 2Т
Прототип торпедоносца Ту-2Т с двумя авиационными торпедами 45-36АН, укрепленными по бортам фюзеляжа под крылом

УТБ-2


Учебно-тренировочный бомбардировщик на базе планера Ту-2, спроектированный в 1946 году конструкторским бюро П.О. Су­хого. Конструкция самолета значительно об­легчена, что позволило оснастить его относи­тельно маломощными семицилиндровыми моторами ALU-21. Передняя часть фюзеляжа расширена для установки в кабине бок о бок кресел курсанта и инструктора с двойным на­бором органов управления. Из вооружения оставлен только верхний хвостовой пулемет. В 1947-1948 годах самолет выпускал­ся на московском авиазаводе № 381 и по­ступал в летные училища, где использо­вался для подготовки пилотов, штурманов и стрелков, а также для буксировки мише­ней. Всего построено 176 экземпляров.
Прототип учебного бомбардировщика УТБ 2
Прототип учебного бомбардировщика УТБ-2. На виде сбоку он мало отличался от обычного Ту-2, но при виде спереди его сразу «выдавали» двухлопастные винты и более широкая передняя кабина с увеличенной площадью остекления. Под фюзеляжем висит каплевидный обтекатель антенны радиокомпаса.


По теме:

Открыл для себя что-то новенькое? Поделись с друзьям:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

 

Интересное!

О проекте

Легендарные самолеты - проект, рассказывающий о самых известных самолетах, составивших гордость отечественного самолетостроения с начала XX века до настоящих дней - истребителях, штурмовиках, бомбардировщиках, разведчиках, противолодочных и военнотранспортных самолетах. Проект охватит боевые самолеты, состоящие на вооружении России в Первой мировой войне, Второй мировой войне, в советский период и настоящее время.

Followers

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

Поиск