Во время войны жизнь боевого самолета была короткой. Если его не сбивали в бою и не разбивали в аварии, то уже через полтора - два года, как правило, списывали из-за старения и износа. Поэтому требования, предъявляемые к долговечности окраски, были невысокими. Однако в мирный период эти требования резко повысились. Тогда же выяснилось, что матовые краски, которые применялись в советском авиастроении в 1941 - 1945 годах, очень нестойки. Под действием атмосферной влаги, солнечных лучей и перепадов температур они быстро выцветали, трескались и осыпались, особенно - на металлических поверхностях.
В начале 1946 года было решено перейти к более прочным глянцевым эмалям, хотя они и обладали меньшим, чем матовые, маскирующим эффектом. Первые серийные Як-11, выпущенные в 1946- 1947 годах красились сверху зеленой глянцевой нитроэмалью АГТ-4, а снизу — голубой АГТ-7. Такое покрытие выдерживало до двух лет даже при хранении самолета под открытым небом.
В 1948 году схема окраски поменялась. Поскольку в СССР интенсивно строили аэродромы с твердым покрытием,красить в цвет травы самолеты, действующие с бетонных ВПП, становилось бессмысленно. Поэтому все истребители, включая учебно тренировочные, начали целиком окрашивать эмалью АГТ -16 в нейтральный светло серый цвет, похожий как на цвет бетонки, так и на цвет облачного неба.
В этой неброской расцветке, которую слегка оживляли красные звезды и большие желтые бортовые номера, Як-11 выходили с заводов вплоть до окончания серийного выпуска. Точно так же красились и чехословацкие С-11, аналогично выглядело большинство польских, венгерских, болгарских и прочих экспортных машин.
Только в некоторых странах, например, в Ираке и Алжире, Як-11 и С-11 получили более пестрые камуфляжные раскраски. Кроме того, самолеты, которые входили в состав демонстрационно-пилотажных групп и участвовали в авиашоу, обычно красили в яркие цвета с различными декоративными элементами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий