Репрессии 1937-1938 годов затронули буквально все слои российского общества. Не обошли они и авиаконструкторов. 21 октября 1937 года по лживому доносу был арестован основоположник советской тяжелой авиации, создатель целого ряда легендарных самолетов - Андрей Николаевич Туполев, а также многие работники его КБ. Под угрозой пыток Туполеву пришлось подписать фальшивое «признание» в том, что он якобы шпионил в пользу США и «вредительски затягивал сроки конструкторских работ». Вскоре огласили приговор - 10 лет тюремного заключения.
Андрей Николаевич Туполев на испытательном аэродроме незадолго до ареста. |
Туполев возглавил бригаду, которой поручили спроектировать дальний высотный четырехмоторный пикирующий бомбардировщик под шифром ПБ-4, оснащенный гермокабинами и турелями с дистанционным управлением. Самолет должен был поднимать до четырех тонн бомб и преодолевать 5000 км на высоте не менее 10 000 м. Андрей Николаевич, хорошо знавший возможности тогдашней советской авиапромышленности, понимал, что построить самолет с такими данными ей не под силу. Однако попытки объяснить это Берии, который курировал проект по линии НКВД, ни к чему не привели. Находясь в бесправном положении «зэка», Туполев не мог отстаивать свою позицию, и ему пришлось начать работу над нереальным проектом.
К концу 1939 года чекистское начальство, наконец, пришло к пониманию того, о чем Туполев говорил еще год назад - проект ПБ-4 утопичен и в обозримом будущем нереализуем, к тому же расчетная цена машины получалась просто запредельной. Разработчикам дали команду срочно переделать его в более простой двухмоторный бомбардировщик без гермокабин. Туполев предвидел такой поворот событий, и на этот случай у него уже имелся эскизный проект ФБ, который он отправил с сопроводительным письмом на имя Сталина.
В январе 1940 года в Болшево пришла директива: разработку ПБ-4 прекратить, и все усилия сосредоточить на ФБ. К марту окончательный проект, которому НКВД присвоил шифр «103» (по номеру бригады Туполева в тюремном КБ), был готов. В мае построили полноразмерный макет, одобренный комиссией НИИ ВВС, а в июне началась постройка прототипа.
В ночь с 9 на 10 января 1941 года первый опытный экземпляр «самолета 103» доставили на Щелковский аэродром, а 29 января летчик-испытатель М.А. Нюхтиков впервые поднял в воздух машину, впоследствии ставшую лучшим советским бомбардировщиком Второй мировой войны.
Комментариев нет:
Отправить комментарий