Разработка фронтового бомбардировщика/разведчика Су-24 началась в непростое для отечественной авиации время. Н.С. Хрущев увидел в ракетах оружие на все случаи жизни. Поэтому были закрыты программы по созданию многих перспективных образцов авиационной техники, а разработка новых самолетов была фактически запрещена. Принятый на вооружение ВВС в 1961 году истребитель-бомбардировщик Су-7Б в целом военных удовлетворял, но только днем и в хорошую погоду. В том же году КБ П.О. Сухого получило задание на создание всепогодной модификации Су-7Б. Самолет не получался... Всепогодная и круглосуточная машина имеет совсем иной, гораздо более сложный, состав БРЭО. Проектировать новый самолет не представлялось возможным в силу политических соображений. Тем не менее проектировался именно новый самолет С-б, но «под флагом» модификации Су-7Б. Работы довели до стадии постройки макета, однако в 1963 году изменились требования к самолету - нужен был уже не истребитель-бомбардировщик, а круглосуточный штурмовик. Для этого требовалось сделать более прочными важные элементы планера и проводку системы управления, чтобы они выдержали повреждения от пуль и снарядов.
Первый прототип Т-6 сегодня экспонируется не открытой площадке музея ВВС в Монино |
Между тем бесперспективность Су-7 в плане основы для «модернизации» стала очевидна. В 1963 году завершились Государственные испытания перехватчика Су-15 (фирменное обозначение Т-58), его и взяли за базу. Официально проектировался только новый фюзеляж, фактически - новый самолет, получивший обозначение модификации - Т-58М.
Пожалуй, впервые в истории советской авиации разрабатывался не самолет, а авиационный комплекс - заново проектировалась машина, двигатели для нее и вооружение. Впервые бортовое оборудование также создавалось как комплекс. Т-58М сохранил компоновку Су-15, но фюзеляж и установленные за кабиной четыре подъемных двигателя РД36-35 проектировались с нуля. Обозначение Т-58М было секретным, в открытой документации использовали Т-6.
Первый полет на прототипе Т-6 12 июля 1967 году выполнил старший летчик-испытатель фирмы B.C. Ильюшин.
Серийный бомбардировщик Су-24. |
Будущий Су-24 проектировался с большой оглядкой на F-111, хотя говорить о копировании в данном случае совершенно неуместно. Проработки варианта Т-6 с крылом изменяемой стреловидности начались в 1967 году под руководством О.С. Самойловича. На всех стадиях работы самое непосредственное участие в проектировании принимал П.О. Сухой. Впервые в СССР предусмотрели установку пилонов для подвески внешней нагрузки на подвижных частях крыла. Первый опытный Т-6-2И с новым крылом поднял в воздух 17 января 1970 года B.C. Ильюшин. Т-6 получил официальное обозначение Су-24.
Су-24 стал самым «трудным» самолетом КБ Сухого - в ходе летных испытаний были потеряны десять машин, но в результате ВВС и морская авиация СССР получили уникальный по боевым возможностям самолет, способный наносить удары обычным и ядерным оружием в условиях противодействия сильной ПВО в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью.
Комментариев нет:
Отправить комментарий