Группа солдат и офицеров возле Пе-2 ФТ на Полтавском аэродроме, июнь 1944 года. В центре — американский летчик с прилетевшего в Полтаву бомбардировщика В-17 |
Благодаря высокой скорости Пе-2 в начале войны был единственным советским бомбардировщиком, способным действовать с относительно небольшими потерями в условиях господства немцев в воздухе.
Но поначалу этих машин не хватало, так как производство еще только налаживалось, поэтому полки, укомплектованные Пе-2, использовались на наиболее тяжелых участках, им поручались самые ответственные и опасные задания. К началу битвы за Москву Пе-2 составляли примерно четверть от общего состава советской бомбардировочной авиации.
Бомбы к Пе-2, воевавшим в Заполярье, подвозили на традиционном местном транспорте — оленьих упряжках. |
С 1942 года Пе-2 строились на четырех заводах, и их выпуск постоянно нарастал. В итоге к концу этого года «Пешки» вытеснили из фронтовых авиачастей устаревшие бомбардировщики СБ.
В Сталинградской битве прославился воевавший на Пе-2 150-й бомбардировочный авиаполк под командованием полковника И.С. Полбина. Его экипажи полностью овладели мастерством бомбометания с пикирования, что позволяло им снайперски укладывать бомбы в цель. Так, например, они разбомбили крупное бензохранилище на хуторе Морозовский, вызвав серьезные проблемы с горючим у немецких частей, которые пытались пробиться к окруженной в Сталинграде армии Паулюса. А 30 декабря 1942 года шестерка Пе-2 из 150-го полка уничтожила на аэродроме Тормосино 20 транспортных Ju 52.
Под Сталинградом родилась знаменитая полбинская тактика «вертушки» - гигантского наклонного «колеса» из бомбардировщиков, которые один за другим пикировали на цель, поочередно сбрасывая бомбы. Но, к сожалению, доступна она была немногим. Большинство молодых и плохо обученных советских пилотов не умели бомбить с пикирования, а потому экипажи других полков, как правило, атаковали цели с горизонтального полета и нередко промахивались. Однако по мере обретения ими боевого опыта точность бомбометания повышалась.
В 1943 году Пе-2 принимали активное участие в Курской битве, уничтожая танки, артиллерию и живую силу противника, но поистине «звездным часом» для них стал 1944 год. Тогда эти бомбардировщики играли важную, а порой решающую роль в наступательных операциях советской армии. В феврале девятка Пе-2 прямыми попаданиями разрушила мост через Днепр у Рогачева. Скопившиеся на восточном берегу реки немецкие войска не смогли переправиться и были разгромлены. А 29 июня в ходе операции «Багратион» пикировщики 1 б-й воздушной армии разбомбили мост через Березину — единственный путь, по которому части Вермахта могли вырваться из белорусского «котла». В результате десятки тысяч немецких солдат и офицеров сдались в плен.
В 1945 году целями для экипажей Пе-2 стали города и оборонительные сооружения на территории Германии. Сотни машин своими бомбами прокладывали советской армии дорогу к победе. Последний боевой вылет в Европе «Пешки» совершили 7 мая, но на этом их боевой путь не закончился. В августе мощь воздушных ударов Пе-2 испытали на себе солдаты Квантунской армии Японии.
После войны Пе-2 еще несколько лет состояли на вооружении советских ВВС, а также поставлялись союзникам СССР — Польше, Чехословакии, Болгарии и Китаю.
Экипаж Пе-2 из 40-го Гвардейского полка ВВС Черноморского флота, Крым, 1944 год |
Комментариев нет:
Отправить комментарий