|
Пе-2 на фронтовом аэродроме. |
Пе-2 образца 1 941 года
От своего предшественника - истребителя ВИ-100 - Пе-2 отличался отсутствием гермокабин и турбокомпрессоров, а также тем, что его штурман располагался в общей кабине с пилотом, а не в задней кабине стрелка-радиста. Кроме того, для повышения про дольной устойчивости был увеличен угол стреловидности консолей крыла, законцовки стабилизатора не выступали за килевые шайбы, а в днище фюзеляжа за крылом появилась нижняя стрелковая установка. Защитное вооружение состояло из трех пулеметов ШКАС калибра 7,62 мм. Один пулемет для стрельбы вперед был жестко закреплен по правому борту фюзеляжа, огонь из него вел пилот. Второй крепился в задней части кабины на шкворневой установке и предназначался для защиты задней верхней полусферы, им оперировал штурман. Наконец, третий стоял в хвостовой люковой установке стрелка-радиста для отражения атак истребителей снизу-сзади.
|
Пе-2 со звездообразными моторами М-82 |
Пе-2 ФТ
Воздушные бои первого года войны наглядно показали, что стрелковое вооружение Пе-2 не обеспечивает эффективную самозащиту. Пулеметная установка штурмана была неудобна и обладала узким сектором обстрела, а сам пулемет винтовочного калибра оказался слишком слабым оружием против немецких истребителей. Тогда штурманский пулемет заменили крупнокалиберным БТ, но эта мера оказалась недостаточной.
В 1942 году в ответ на требования с фронта радикально усилить вооружение была разработана модификация Пе-2 ФТ (аббревиатура ФТ так и расшифровывалась - «фронтовоетребование»). На ней шкворневую установку штурмана сменила круглая башенная турель. Кроме того, все закрепленные пулеметы ШКАС были заменены на БТ, а в кабине стрел ка-радиста появился дополнительный переносной пулемет ШКАС, из которого можно было вести огонь вбок, через небольшие амбразуры по бортам фюзеляжа, Параллельно усилили бронезащиту экипажа.
Другим нововведением стал отказ от тормозных решеток и автоматов пикирования. Дело в том, что пилотов и штурманов, подготовленных по сокращенной программе военного времени, не учили пикирующему бомбометанию, а потому в большинстве полков эта тактика не применялась. Демонтаж пикировочного оборудования позволил несколько облегчить машину, потяжелевшую от усиления вооружения и бронирования.
|
Экипаж Пе-2ФТ перед вылетом на боевое задание. |
Пе-2Б
В конце 1943 года двигатели М-105 Р заменили на более мощные ВК-105 ПФ, что позволило улучшить летные данные Пе-2. Вооружение и оборудование осталось прежним, внешних отличий от Пе-2 ФТ самолет не имел. С 1944 года все боевые Пе-2 выпускались только по стандарту Пе-2 Б.
|
На Пе-2Б вместо нижнего пулемета установлен фотопулемет на подвижной штанге для обучения стрелков. |
|
«Промежуточный» вариант Пе-2 с крупнокалиберным пулеметом БТ у штурмана, но еще без башенной турели. |
Пе-2 М-82
В 1943 году Пе-2 оснастили звездообразными 14-цилиндровыми моторами воздушного охлаждения М-82 (AШ-82).
Эти моторы были гораздо мощнее, чем ВК-105, но обладали более высокой массой и лобовым сопротивлением. Поэтому летные характеристики машины с новой силовой установкой улучшились незначительно. Кроме того, AШ-82 требовались в больших количествах для истребителей Лавочкина, а резко увеличить их выпуск не представлялось возможным.
В результате была построена относительно небольшая серия Пе-2 с такой силовой установкой - всего 135 штук, после чего снова вернулись к двигателям ВК-105.
Тем не менее Пе-2 со звездообразными моторами попали в боевые части и применялись на советско-германском фронте, в частности, в 99-м разведывательном авиаполку.
|
Запуск мотора Пе-2 с помощью автостартера. |
Пе-2И
12 января 1942 года В.М. Петляков трагически погиб в авиакатастрофе. Дальнейшее развитие и совершенствование Пе-2 взял на себя другой выдающийся авиаконструктор Владимир Михайлович Мясищев. Под его руководством в 1943 году была проведена коренная модернизация машины. Фактически Мясищев создал новый самолет, но для сохранения преемственности ему оставили прежний индекс Пе-2, добавив букву «И», хотя он и не являлся истребителем. Пе-2 И оснастили новыми мощными моторами ВК-107, экипаж сократили до двух человек за счет отказа от стрел- ка-радиста, а из оборонительного вооружения оставили только курсовой пулемет УБ и еще один такой же пулемет в дистанционной электрифицированной хвостовой установке ДЭУ, которой управлял штурман. Из низкоплана самолет стал среднепланом, это позволило увеличить бомбовый отсек. Бомбовая нагрузка возросла до 2000 кг, но за счет повышения энерговооруженности и улучшения аэродинамики скоростные данные машины резко возросли. По своим летным характеристикам Пе-2 И являлся, пожалуй, лучшим бомбардировщиком в мире на тот момент. Он проходил испытания весной 1 944 года, но, к сожалению, мотор ВК-107 и дистанционная стрелковая установка оказались слишком «сырыми» и ненадежными. За время испытаний двигатели пришлось менять четыре раза, а ДЭУ - семь раз! В итоге, несмотря на благоприятные отзывы, Пе-2И так и не был запущен в серию.
|
Пе-2 раннего образца в белой зимней окраске на лыжном шасси. Под крылом видна тормозная решетка. |
Пе-2 М
Еще один спроектированный Мясищевым вариант Пе-2 с моторами ВК-107, но с прежним составом экипажа и схемой вооружения. Для повышения огневой мощи пулеметы УБ заменили пушками Б-20 калибра 20 мм в электромеханических турелях. Самолет испытывался в начале 1945 года. Он показал высокие характеристики, намного превзойдя серийный Пе-2 Б, хотя и слегка уступая рекордным показателям Пе-2 И. Однако ВК-107 по-прежнему оставался «ахиллесовой пятой» новой машины - максимум через 40-50 часов работы эти моторы выходили из строя, потому Пе-2 М построили всего в четырех опытных экземплярах.
|
Пе-2 М с моторами ВК-107 в удлиненных мотогондолах выглядел очень изящно и обладал высокими летными данными, но из-за низкой надежности этих моторов он так и не попал в серийное производство. |
|
Пе-2 в зимней окраске на колесном шасси. Бортовой номер нанесен на внутреннюю сторону киля. |
Пе-2У (УПе-2, Пе-2УТ)
Учебная модификация для подготовки летчиков и штурманов. Верхняя турель и фюзеляжный топливный бак демонтированы, а вместо них оборудована вторая пилотская кабина сдублированным управлением для инструктора.
С 1943 года Пе-2У выпускался крупными сериями и поступал в бомбардировочные летные училища.
|
На фюзеляже учебного Пе-2У установили вторую пилотскую кабину для летчика- инструктора с дублирующим комплектом приборов и органов управления. |
Пе-2 «Параван»
Экспериментальная машина для прорыва аэростатных заграждений. К носовой части ее фюзеляжа была приделана пятиметровая ферма из труб, от которой шли тросы к законцовкам крыла, снабженным выступающими острыми лезвиями для разрезания тросов или оболочек заградительных аэростатов. Самолет выпущен в конце войны, но, поскольку к тому времени аэростаты ПВО стали применять довольно редко, серийно он не строился.
|
У Пе-2 модификации «Параван» был весьма оригинальный внешний вид за счет пятиметровой стальной фермы на носу фюзеляжа и тросов, идущих от нее к законцовкам крыла. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий