Яковлев и Пионтковский стартовали перед рассветом 12 июля 1927 года. Через несколько часов они приземлились в Харькове для дозаправки и короткого отдыха, затем вновь отправились в путь, а вечером уже плескались в теплой воде Севастопольской бухты.
19 июля Пионтковский отправился в обратный путь. Теперь он летел один, а в передней кабине вместо сиденья установили дополнительный бензобак объемом 90 л, благодаря которому самолет АИР-1 долетел до Москвы без промежуточной посадки в Харькове. Дальность беспосадочного перелета составляла 1420 км - почти на 600 км больше предыдущего мирового рекорда для самолетов подобного класса, установленного в мае 1927 года французской авиеткой Caudron!
К сожалению, Советский Союз тогда еще не входил в Международную авиационную федерацию - FAI, поэтому рекорд Пионтковского не был официально зарегистрирован на международном уровне.
А.С. Яковлев вставляет в петли один из проволочных шомполов, которыми закреплялись капоты на АИР-2. Справа - авиа механик Б.Н. Подлесный, помогавший Яковлеву готовить к полетам его машины. |
На маневрах Красной Армии, проходивших под Одессой, он числился при штабе, доставляя приказы и привозя донесения от воинских частей. Несмотря на тяжелые погодные условия — сильный ветер и частые дожди, - все полеты завершились успешно. За время маневров с самолетом не случилось ни единой поломки. Так яковлевский «первенец» доказал свою пригодность для военного применения.
В дальнейшем АИР-1 совершал агитационные полеты по Подмосковью, катая пассажиров и демонстрируя крестьянам успехи советской авиации.
Но деревянные машины с полотняной обшивкой очень недолговечны. За пару лет авиетка обветшала и вскоре была списана. Долгое время она пылилась на складе, но в 1977 году сотрудники ОКБ Яковлева восстановили легендарный самолет. Теперь он занимает почетное место в экспозиции Музея техники Вадима Задорожного.
Следующим рекордсменом стал АИР-3. 6 сентября 1929 года летчик А.И. Филин с пассажиром - корреспондентом газеты «Пионерская правда» А.Ф. Ковальковым — стартовали на нем из города Минеральные воды, а через 10 часов беспосадочного полета приземлились на Центральном аэродроме Москвы. 10 часов в продуваемых всеми ветрами тесных открытых кабинах были нелегким испытанием, но экипаж его выдержал. Длина пройденного маршрута составляла 1750 км - очередной мировой рекорд, однако и это достижение за границами СССР осталось тогда незамеченным и незарегистрированным.
Очень жаль, что время и люди не пощадили ни АИР-2, ни АИР-3, ни АИР-4. Эти замечательные самолеты остались лишь на старинных фотографиях и кадрах кинохроники.
Комментариев нет:
Отправить комментарий