в Google+ Мы в Google+ Эксплуатация АИР-1 ~ Легендарные самолеты

Social Icons

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

05.05.2013

Эксплуатация АИР-1

Летчик самолета АИР 1
Летчик Юлиан Пионтковский выглядит усталым после своего рекордного многочасового беспосадочного перелета из Севастополя в Москву. За его спиной — АИР-1, специально переоборудованный для этого перелета. Передняя кабина закрыта фанерной крышкой, под которой вместо сиденья пассажира установлен дополнительный бензобак.
После успешного завершения испытаний самолета АИР-1 встал вопрос о дальнейшем использовании этой машины. Посовещавшись, А. С. Яковлев и летчик-испытатель Ю. И. Пионтковский решили совершить на ней рекордный перелет по маршруту Москва - Харьков - Севастополь - Москва. В руководстве Авиахима затею сочли довольно рискованной, поскольку на такие расстояния авиетки еще не летали, к тому же значительную часть пути предстояло пройти над безлюдными местами, где в случае аварии ждать помощи было не от кого. Тем не менее АИР-1 и его создатель заслужили такое доверие, что вопреки мрачным прогнозам пессимистов перелет разрешили.

Яковлев и Пионтковский стартовали перед рассветом 12 июля 1927 года. Через несколько часов они приземлились в Харькове для дозаправки и короткого отдыха, затем вновь отправились в путь, а вечером уже плескались в теплой воде Севастопольской бухты.

19 июля Пионтковский отправился в обратный путь. Теперь он летел один, а в передней кабине вместо сиденья установили дополнительный бензобак объемом 90 л, благодаря которому самолет АИР-1 долетел до Москвы без промежуточной посадки в Харькове. Дальность беспосадочного перелета составляла 1420 км - почти на 600 км больше предыдущего мирового рекорда для самолетов подобного класса, установленного в мае 1927 года французской авиеткой Caudron!

К сожалению, Советский Союз тогда еще не входил в Международную авиационную федерацию - FAI, поэтому рекорд Пионтковского не был официально зарегистрирован на международном уровне.
капот самолета АИР-2
А.С. Яковлев вставляет в петли один из проволочных шомполов, которыми закреплялись капоты на АИР-2. Справа - авиа механик Б.Н. Подлесный, помогавший Яковлеву готовить к полетам его машины.
В сентябре самолет АИР 1 решили испытать в качестве военной связной машины.

На маневрах Красной Армии, проходивших под Одессой, он числился при штабе, доставляя приказы и привозя донесения от воинских частей. Несмотря на тяжелые погодные условия — сильный ветер и частые дожди, - все полеты завершились успешно. За время маневров с самолетом не случилось ни единой поломки. Так яковлевский «первенец» доказал свою пригодность для военного применения.

В дальнейшем АИР-1 совершал агитационные полеты по Подмосковью, катая пассажиров и демонстрируя крестьянам успехи советской авиации.

Но деревянные машины с полотняной обшивкой очень недолговечны. За пару лет авиетка обветшала и вскоре была списана. Долгое время она пылилась на складе, но в 1977 году сотрудники ОКБ Яковлева восстановили легендарный самолет. Теперь он занимает почетное место в экспозиции Музея техники Вадима Задорожного.

Следующим рекордсменом стал АИР-3. 6 сентября 1929 года летчик А.И. Филин с пассажиром - корреспондентом газеты «Пионерская правда» А.Ф. Ковальковым — стартовали на нем из города Минеральные воды, а через 10 часов беспосадочного полета приземлились на Центральном аэродроме Москвы. 10 часов в продуваемых всеми ветрами тесных открытых кабинах были нелегким испытанием, но экипаж его выдержал. Длина пройденного маршрута составляла 1750 км - очередной мировой рекорд, однако и это достижение за границами СССР осталось тогда незамеченным и незарегистрированным.

Очень жаль, что время и люди не пощадили ни АИР-2, ни АИР-3, ни АИР-4. Эти замечательные самолеты остались лишь на старинных фотографиях и кадрах кинохроники.

По теме:

Открыл для себя что-то новенькое? Поделись с друзьям:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

 

Интересное!

О проекте

Легендарные самолеты - проект, рассказывающий о самых известных самолетах, составивших гордость отечественного самолетостроения с начала XX века до настоящих дней - истребителях, штурмовиках, бомбардировщиках, разведчиках, противолодочных и военнотранспортных самолетах. Проект охватит боевые самолеты, состоящие на вооружении России в Первой мировой войне, Второй мировой войне, в советский период и настоящее время.

Followers

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

Поиск