АИР-1 все свои полеты совершил неокрашенным - в натуральных цветах материалов, из которых он был построен: серебристого алюминия, белого, слегка желтоватого от лаковой пропитки полотна и темно-коричневого дерева. Только деревянный винт для красоты окрасили в ярко-красный цвет.
Перед рекордным перелетом в Севастополь на самолет нанесли черной краской буквенные коды R-R AIR в соответствии с требованиями Международного авиационного регистра для гражданских воздушных судов. R-R означает «Российская Республика», a AIR - название самолета латиницей. Эти обозначения самолет несет и сейчас, но в результате музейной реставрации его фанернополотняная обшивка стала белой.
Начиная с АИР-2, на самолетах появилась «фирменная» окраска, представлявшая собой сочетание ярко-красного и белого цветов. При этом фюзеляж обычно был красным, а на вертикальное оперение целиком или только на руль направления наносили широкие чередующиеся красно-белые полосы. В дальнейшем так красились все спортивные, туристские и учебно-тренировочные самолеты Яковлева, а иногда и опытные образцы военных машин. Эта броская, «праздничная» раскраска стала своеобразной визитной карточкой яковлевского КБ.
При этом в деталях окраска могла варьироваться, например, у АИР-2 с моторами Cirrus и Siemens крылья еще оставались неокрашенными, в натуральном цвете полотна, а самолет с двигателем М-23 целиком окрасили в красный цвет за исключением «полосатого» хвоста.
Алюминиевые капоты, коки винтов, диски колес и панели обшивки обычно не красили, а полировали, очевидно, считая, что их серебряный блеск красив сам по себе. В те времена в авиации была модной специальная полировка маленькими кружочками, напоминавшими рыбью чешую. Такую полировку можно видеть на капоте сохраненного в музее самолета АИР-1.
Различные надписи и бортовые коды на красный фон наносили белой краской, а на белый - красной или черной. Кабины изнутри не красили, только приборные доски были черные.
Комментариев нет:
Отправить комментарий