26.05.2013
Эксплуатация Як-12
Як-12 не получил столь большого распространения как его предшественник У-2. Причин тому несколько. Во-первых, значительную часть его функций взяли на себя появившиеся в начале 1950-х годов вертолеты и более грузоподъемные бипланы Ан-2. А во-вторых, после войны в СССР уже не велось такой массовой начальной подготовки пилотов как в предвоенный период.
Тем не менее в 1948-1966 годах в СССР и Польше было построено примерно 5000 экземпляров Як-12. Около 70% советских машин эксплуатировалось в «Аэрофлоте», а остальные поступили в Вооруженные Силы, ДОСААФ и другие организации. Спектр их гражданского применения был весьма широк. Они возили пассажиров между мелкими населенными пунктами по всему Союзу - от Прибалтики до Средней Азии и Дальнего Востока, использовались лесной патрульной службой для поиска очагов лесных пожаров, доставляли на отдаленные «точки» геологов и геодезистов.
Учебные Як-12Р и Як-12М со сдвоенным управлением активно применялись для подготовки гражданских пилотов.
К примеру, в 1958 году в Сасовском летном училище насчитывалось 59 таких машин. Этой же цели служили самолеты, принадлежавшие аэроклубам ДОСААФ, но там их использовали еще и для выброски парашютистов (при этом правую дверь обычно снимали, а снаружи под дверным проемом укрепляли широкую ступеньку).
Некоторые машины летали в Полярной авиации, осуществляя ледовую разведку, а одна из них добралась даже до Антарктиды. Отметился Як-12 и в кинематографе, в частности, в 1958 году он сыграл одну из главных ролей в известном фильме «Последний дюйм».
С 1972 года Як-12 повсеместно начали списывать в связи с выработкой нормативных сроков службы и прекращением выпуска запчастей. Последние из них вывели из эксплуатации в 1980 году. Тем не менее несколько десятков Як-12 разных модификаций сохранилось до наших дней, причем многие из них поддерживаются силами энтузиастов в рабочем состоянии и продолжают катать пассажиров, а также радуют своими демонстрационными полетами зрителей на различных авиационных праздниках и аэрошоу.
Открыл для себя что-то новенькое? Поделись с друзьям:
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий