И-153М-25
Первая серийная модификация, в начале 1939 года построено девять экземпляров. Двигатель М-25В, такой же, как на И-15бис. В силу своей малочисленности эта «переходная» версия никак себя не проявила и в военных конфликтах не участвовала.
И-15ЗМ-62
Основная серийная модификация, в 1939-1941 годах построено 3016 штук, из них 1155с радиостанциями «Сокол», «Орел» и «Малютка». Первые серии машины оснащались пропеллерами фиксированного шага. Внешне они отличались от более поздних большими округлыми коками, аналогичными кокам истребителей И-15бис и И-16. В дальнейшем самолеты стали комплектовать винтами изменяемого шага АВ-1 с маленькими и узкими коками, которые закрывали только центральную часть втулки. Толку от таких коков было немного, поэтому в частях их обычно снимали, равно как и радиостанции, которые имели низкую надежность и помехозащищенность.
На моторе М-62 стоял не односкоростной, как на М-25, а двухскоростной приводной центробежный нагнетатель, поэтому он обладал повышенной мощностью не только на взлетном режиме и на малых высотах, но и на высоте порядка четырех с половиной километров.
Серийный И-153 с мотором М-62 и в стандартной для 1939 года серебристой окраске. Кок винта снят, как это нередко бывало в строевых частях. |
И-15ЗМ-6З
Двигатель М-63, появившийся чуть позже, чем М-62, был дополнительно форсирован по степени сжатия и числу оборотов, благодаря чему его максимальная взлетная мощность достигла 1000 л. с.
В 1940 году его начали устанавливать на И-153, планируя в перспективе полностью перейти на эту силовую установку,
но серийное производство «Чаек» закончилось раньше. В результате с М-6З успели выпустить всего 230 «Чаек». Единственным внешним отличием от самолетов с М-62 было расположение выходного отверстия канала маслорадиатора не по левому борту, а в днище фюзеляжа за капотом.
И-153ТК
Одним из способов увеличения мощности и высотности поршневых двигателей является применение турбонаддува, то есть повышение давления наддува с помощью турбокомпрессоров - воздушных насосов, приводимых в действие турбинами с раскруткой от выхлопных газов. В 1939 году подобными устройствами решили оснастить И-153. По проекту Поликарпова были построены четыре экспериментальные машины с моторами М-62 и одна с М-63, на которые установили по два турбокомпрессора TK-1. Их разместили в специальных вырезах по бокам капотов.
На испытаниях самолеты, названные И-153ТК, с легкостью набирали высоту 12 000 м, недоступную для обычных «чаек», а на высоте 10000 м они летали почти на 40 км/ч быстрее, чем И-153 без турбокомпрессоров. Но к этой «бочке меда» примешивалась «ложка дегтя» - турбокомпрессоры проявили довольно низкую надежность, к тому же условия работы пилотов в открытых кабинах на высотах более 8-9 км были очень тяжелыми.
Тем не менее в 1940 году выпустили небольшую серию в 20 машин для войсковых испытаний в строевых частях ПВО.
И-153 с радиостанцией и мотором М-63 на испытаниях. На киле установлен датчик для замера усилий при отклонении руля направления. Под нижним крылом укреплены подвески для двух авиабомб. |
И-153ГК
Для устранения одного из основных недостатков И-153ТК требовалось оборудовать самолет закрытой герметичной кабиной (сокращенно - гермокабиной или ГК). И такая кабина была оперативно разработана инженером А. Я. Щербаковым. За счет подогрева и подачи кислородно-воздушной смеси она обеспечивала летчику вполне комфортный режим работы на всех высотах вплоть до предельного потолка. Даже зимой пилот в ней мог обходиться без тяжелого и сковывающего движения мехового комбинезона, а главное - без кислородной маски.
В июле 1940 года самолет с гермокабиной И-153ГК представили на госиспытания, которые он прошел успешно. Несмотря на увеличение массы на 45 кг, его летные характеристики практически не отличались от данных обычной «Чайки» с тем же двигателем. Следующим логичным шагом могло стать «скрещивание» И-153ТК с И-153ГК, однако, этот шаг не был сделан, поскольку осенью 1940 года было принято решение о сворачивании производства И-153 как морально устаревшего. И -153ГК так и остался в единственном экземпляре.
И-153ПВРД
В 1939 году инженер И. Меркуров предложил использовать для повышения скорости истребителей разработанные им прямоточные воздушно-реактивные двигатели (ПВРД) - ДМ-2. Сначала их испытали на И-15бис, а затем в сентябре 1940 года два таких двигателя установили под нижним крылом И-153.
Особенностью ПВРД является то, что для включения ему необходим набегающий поток воздуха, а потому взлетать с его помощью самолет не может. В ходе испытаний «Чайка» взлетала на своем поршневом моторе, а затем летчик включал ДМ-2. С дополнительной реактивной тягой скорость самолета повышалась на 30 км/ч, однако ПВРД, питавшиеся горючим от бензобака, оказались слишком «прожорливыми», поэтому время их работы не превышало нескольких минут. Все остальное время полета они представляли собой бесполезный груз и сильно увеличивали аэродинамическое сопротивление, из-за чего летные данные резко снижались. В итоге применение прямоточных ускорителей сочли нецелесообразным и проект закрыли.
И-153УД
В 1940 году из-за быстрого наращивания военного производства в СССР начал ощущаться дефицит алюминия и легированной стали. Для экономии «крылатого металла» Поликарпов оперативно разработал модификацию «Чайки» с фюзеляжем, выклеенным из сосны, фанеры и березового шпона. Истребитель, сделанный почти целиком из дерева, получил название И-153УД, причем расшифровка аббревиатуры «УД» остается загадкой. Возможно, она означала «улучшенный деревянный» или «универсальный деревянный». Испытания проходили в сентябре, и самолет их успешно выдержал. Однако серийно машина не строилась в связи с намеченным прекращением выпуска И-1 53.
Деревянный фюзеляж И-153УД имел очень чистую овальную форму с ровной поверхностью в отличие от слегка «граненых» фюзеляжей обычных И-153 с металлическим каркасом и полотняной обшивкой. |
И-190
Последняя воплощенная в металле машина на базе «Чайки» получила новый индекс И-190, поскольку, как и в случае с И-153, объем нововведений в ней оказался очень значительным. Прежде всего это касалось силовой установки: самолет оснастили более мощным 14-цилиндровым двухрядным мотором М-88, ведущим свою родословную не от американского мотора «Циклон», а от французского «Мистраль-Мажор».
Новый мотор потребовал удлинения носовой части фюзеляжа, которая стала изящной и тонкой. Кроме того, обшивка крыла целиком стала фанерной, из-под стабилизатора убрали подкосы, хвостовое колесо сделали убирающимся, а дюралевую обшивку фюзеляжа продлили до заднего обреза кабины. В общем И-190 получился не только мощнее, но и аэродинамичнее своего предшественника. Пожалуй, его можно назвать лучшим истребителем бипланной схемы из всех, когда-либо созданных. Но, к сожалению, родился он слишком поздно, когда эпоха бипланов в боевой авиации уже клонилась к закату.
Прототип И-190 впервые оторвался от земли 30 декабря 1939 года. Потом начались долгие мучения с мотором, который часто «капризничал» и не хотел выдавать заданной мощности. Из-за многочисленных доделок и переделок испытания затянулись более чем на год. Поликарпов надеялся получить скорость 500 км/ч, однако машину удалось разогнать только до 488. Для биплана это великолепный результат, но истребители-монопланы к тому времени уже летали на скоростях свыше 600 км/ч. Интерес начальства к новой «Чайке» постепенно угасал, особенно после прекращения выпуска И-153.
Все закончилось 13 февраля 1940 года, когда после очередного испытательного полета И-190 перевернулся при посадке, зарывшись колесами в рыхлый снег. Машину решили не восстанавливать и программу закрыли. Так завершилась история последнего и лучшего в мире истребителя-биплана.
Комментариев нет:
Отправить комментарий