в Google+ Мы в Google+ Модификации Ил-2 ~ Легендарные самолеты

Social Icons

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

01.05.2013

Модификации Ил-2

Первый прототип будущего Ил-2
Первый прототип будущего Ил-2 — ЦКБ-55. Кабина воздушного стрелка закрыта поворачивающейся прозрачной башенкой конической формы с пулеметом ШКАС. Когда в конце 1942 года Ил-2 вновь стал двухместным, его задняя стрелковая оборонительная установка имела упрощенную конструкцию, но пулемет в ней установили более мощный. 

ЦКБ-55


Первые два прототипа будущего Ил-2, про­ходившие заводские и государственные ис­пытания в 1939-1940 годах. Они были двухместными, оснащались двигателя­ми АМ-35 взлетной мощностью 1350 л.с. и имели смешанную конструкцию с хвосто­вой частью фюзеляжа из дерева. Стрелок сидел в полностью закрытой бронирован­ной задней кабине и вел огонь из под­вижного пулемета ШKAC. Наступательное стрелковое вооружение состояло из четы­рех таких же пулеметов в консолях крыла.

Главная отличительная особенность ЦКБ-55 и всех последующих модифика­ций Ил-2 от более ранних бронированных штурмовиков состояла в том, что их бро­некорпус имел хорошо обтекаемую фор­му и не являлся «мертвым грузом», а был включен в силовую схему машины, то есть воспринимал нагрузки от двигателя, кры­ла и хвостовой части фюзеляжа. Такая конструктивно-силовая схема была при­менена на машине Ильюшина впервые в мире.

Испытания ЦКБ-55 выявили целый ряд серьезных недостатков. Практически все летные характеристики, особенно ско­рость на малых высотах и дальность по­лета отставали от требований военных, а стрелковое вооружение признали слиш­ком слабым. В то же время общая кон­цепция машины была одобрена, что дало возможность продолжить работу.
Подготовка одноместного Ил-2
Подготовка одноместного Ил-2 к боевому вылету на полевом аэродроме.

ЦКБ-57


Для улучшения летных характеристик требовалось оснастить машину более мощным мотором. К весне 1940 года такой мотор уже имелся: успешно завер­шил испытания 1550-сильный АМ-38.

Но его установке на ЦКБ-55 мешало то, что он имел не только более высокую, чем АМ-35, максимальную мощность, но и более высокий расход горючего.

А значит, при существующем объеме бен­зобаков дальность полета, которая и так считалась недостаточной, падала еще больше. К тому же, внутри бронекорпуса не было свободного места для дополни­тельных баков. Получался замкнутый круг, и единственным выходом из него посчи­тали отказ от второго члена экипажа. Это позволило «убить двух зайцев»: освобо­дить место для топливного бака на 195 л и компенсировать рост массы машины от его установки.
штурмовик ил-2
Под крылом подвешены реактивные снаряды РС-132.
В те времена считалось, что основную угрозу для штурмовика будут представ­лять вражеские зенитки, а не истребите­ли, поэтому устранение задней оборони­тельной стрелковой точки сочли вполне разумной платой за повышение лет­ных характеристик. К сожалению, война очень скоро показала ошибочность этих прогнозов...

Летом и в начале осени 1940 года пер­вый экземпляр ЦКБ-55 был переделан в одноместный вариант со сменой обо­значения на ЦКБ-57. Кабину стрелка на нем закрыли длинным непрозрачным обтекателем, под которым установили бензобак. «Обновленный» самолет впер­вые поднялся в воздух 12 октября еще с мотором АМ-35, но чуть позже на него установили АМ-38.

Испытания подтвердили расчет на улучшение летных характеристик, но выявили ряд новых, хотя и не столь критичных дефектов. Главным из них был плохой обзор из кабины как вперед, так и назад. Кроме того, представители ВВС вновь потребовали усилить вооружение и высказали пожелание заменить дере­вянную хвостовую часть фюзеляжа на бо­лее долговечную - металлическую.
ЦКБ-57
ЦКБ-57 после переделки в одноместный вариант. Бывшая кабина стрелка закрыта непрозрачным обтекателем, пушки в крыле еще не установлены.

Ил-2 одноместный


Первая серийная модификация. При­казом Народного комиссариата авиа­ционной промышленности от 7 января 1941 года ее запустили в серию под ин­дексом БШ-2 одновременно на четы­рех авиазаводах — №18, №35, №380 и №381. При этом головным был объ­явлен 18-й воронежский авиазавод.

В апреле обозначение сменили на Ил-2. Серийные Ил-2 отличались от ЦКБ-57 рядом доработок, опробованных на тре­тьем прототипе, получившем название ЦКБ-55П (Пушечный). В их числе цель­нометаллический фюзеляж, опущенный на 175 мм для улучшения обзора вперед мотор и измененная форма задней части фонаря кабины, в которой сделали про­зрачные вставки. За своеобразную фор­му фонаря одноместный Ил-2 получил у летчиков прозвище «горбатый».
ил-2 фото
Чтобы зимой в перерывах между полетами моторы Ил-2 не промерзали, их закрывали специальными стегаными чехлами с ватной набивкой наподобие телогреек.

Вооружение было усилено в соответ­ствии с пожеланием военных: два кры­льевых пулемета ШКАС (внешние) за­менили на пушки ШВАК, что позволило штурмовику действовать против легко­бронированных целей. Кроме того, укре­пили конструкцию крыла, увеличили толщину некоторых листов бронекорпуса, установили фотокинопулемет и ра­диостанцию. Все это утяжелило машину и привело к снижению летных данных.

Первый серийный Ил-2 впервые ото­рвался от земли 10 марта 1941 года, а к началу войны из заводских цехов вышли 249 машин, но далеко не все они успели поступить в строевые части. Од­номестные Ил-2 выпускались до конца

1942 года, когда их сменила «возрожден­ная» двухместная версия Ил-2МЗ. Все­го до конца 1941 года были построены 1513 одноместных Илов, а в 1942-м - более шести тысяч.
На Ил-2 не было электростартера
На Ил-2 не было электростартера. Для запуска двигателя храповик на винте соединяли со штангой аэродромного автостартера АС-2. Также имелась возможность «раскрутки» мотора от баллона со сжатым воздухом.  

Ил-2 ШФK-37


Пытаясь увеличить эффективность дей­ствий штурмовиков против танков, Ильюшин летом 1941 года решил осна­стить его двумя 37-мм автоматически­ми пушками ШФК-37, обладавшими гораздо более высокой бронепробива- емостью, чем пушки ШВАК. Из-за затя­нувшейся доводки этого оружия опыт­ная партия из девяти одноместных Ил-2 с ШФК-37 в подкрыльевых контейнерах была готова только к осени 1942 года.

В январе 1 943-го восемь из них прохо­дили боевые испытания на Сталинград­ском фронте, но не достигли впечатля­ющих результатов. Пушки при стрельбе часто заклинивало, а из-за их силь­ной отдачи, которая раскачивала маши­ну, прицельно стрелять очередями было невозможно. К тому же летчики жало­вались, что громоздкие и тяжелые пу­шечные контейнеры сильно ухудшают летные данные и серьезно затрудня­ют управление. Получивший столь нега­тивные отзывы самолет не был запущен в серию.
Ил-2 в белом зимнем камуфляже
Ил-2 в белом зимнем камуфляже на неубирающемся лыжном шасси с резиновыми растяжками. Такое шасси было надежнее убирающегося, но отнимало до 40 километров скорости. 

Фронтовые доработки

Для самозащиты от немецких истреби­телей многие Ил-2 в 1942 году обо­рудовались импровизированными пу­леметными установками. В фюзеляже за кабиной пилота делали вырез, на ко­торый монтировали самодельную ту­рель с пулеметом ШКАС, ДА или УБТ, либо турель, снятую со списанного бом­бардировщика, а за нее сажали стрелка. Количество переоборудованных таким способом штурмовиков неизвестно, но, по мнению ряда историков, речь идет, как минимум, о нескольких сотнях эк­земпляров.
Ил-2 фото
Ил-2, вернувшийся из полета с тяжелыми повреждениями от зенитного огня. На этой машине видна самодельная пулеметная установка для защиты от истребителей, а деревянная хвостовая часть фюзеляжа укреплена наружными металлическими накладками. 
Еще одной распространенной дора­боткой, осуществлявшейся во фронто­вых авиаремонтных мастерских, было усиление деревянных фюзеляжей Ил-2 приклепанными снаружи к обшивке про­дольными дюралевыми накладками Л-образного профиля. Это объяснялось большим разрушающим воздействием, которое оказывали снаряды немецких зениток и авиапушек на деревянные кон­струкции. Порой одного-двух снаряд­ных попаданий в заднюю часть фюзеля­жа Ил-2 хватало, чтобы у него буквально оторвало хвост. Внешние накладные лон­жероны позволяли этого избежать. При­мерно с осени 1942 года необходимость в них отпала, так как прочность фюзеля­жей штурмовиков начали усиливать уже на заводах, ставя укрепляющие накладки под обшивкой.
37-миллиметровая пушка ШФК-37 под ил-2
37-миллиметровая пушка ШФК-37 под крылом Ил-2, нижняя часть гондолы снята. Эти громоздкие и тяжелые орудия сильно ухудшали характеристики машины, а потому Ил-2 с ними не пошел в серию.

По теме:

Открыл для себя что-то новенькое? Поделись с друзьям:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

 

Интересное!

О проекте

Легендарные самолеты - проект, рассказывающий о самых известных самолетах, составивших гордость отечественного самолетостроения с начала XX века до настоящих дней - истребителях, штурмовиках, бомбардировщиках, разведчиках, противолодочных и военнотранспортных самолетах. Проект охватит боевые самолеты, состоящие на вооружении России в Первой мировой войне, Второй мировой войне, в советский период и настоящее время.

Followers

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

Поиск