ЦКБ-55
Первые два прототипа будущего Ил-2, проходившие заводские и государственные испытания в 1939-1940 годах. Они были двухместными, оснащались двигателями АМ-35 взлетной мощностью 1350 л.с. и имели смешанную конструкцию с хвостовой частью фюзеляжа из дерева. Стрелок сидел в полностью закрытой бронированной задней кабине и вел огонь из подвижного пулемета ШKAC. Наступательное стрелковое вооружение состояло из четырех таких же пулеметов в консолях крыла.
Главная отличительная особенность ЦКБ-55 и всех последующих модификаций Ил-2 от более ранних бронированных штурмовиков состояла в том, что их бронекорпус имел хорошо обтекаемую форму и не являлся «мертвым грузом», а был включен в силовую схему машины, то есть воспринимал нагрузки от двигателя, крыла и хвостовой части фюзеляжа. Такая конструктивно-силовая схема была применена на машине Ильюшина впервые в мире.
Испытания ЦКБ-55 выявили целый ряд серьезных недостатков. Практически все летные характеристики, особенно скорость на малых высотах и дальность полета отставали от требований военных, а стрелковое вооружение признали слишком слабым. В то же время общая концепция машины была одобрена, что дало возможность продолжить работу.
Подготовка одноместного Ил-2 к боевому вылету на полевом аэродроме. |
ЦКБ-57
Для улучшения летных характеристик требовалось оснастить машину более мощным мотором. К весне 1940 года такой мотор уже имелся: успешно завершил испытания 1550-сильный АМ-38.
Но его установке на ЦКБ-55 мешало то, что он имел не только более высокую, чем АМ-35, максимальную мощность, но и более высокий расход горючего.
А значит, при существующем объеме бензобаков дальность полета, которая и так считалась недостаточной, падала еще больше. К тому же, внутри бронекорпуса не было свободного места для дополнительных баков. Получался замкнутый круг, и единственным выходом из него посчитали отказ от второго члена экипажа. Это позволило «убить двух зайцев»: освободить место для топливного бака на 195 л и компенсировать рост массы машины от его установки.
Под крылом подвешены реактивные снаряды РС-132. |
Летом и в начале осени 1940 года первый экземпляр ЦКБ-55 был переделан в одноместный вариант со сменой обозначения на ЦКБ-57. Кабину стрелка на нем закрыли длинным непрозрачным обтекателем, под которым установили бензобак. «Обновленный» самолет впервые поднялся в воздух 12 октября еще с мотором АМ-35, но чуть позже на него установили АМ-38.
Испытания подтвердили расчет на улучшение летных характеристик, но выявили ряд новых, хотя и не столь критичных дефектов. Главным из них был плохой обзор из кабины как вперед, так и назад. Кроме того, представители ВВС вновь потребовали усилить вооружение и высказали пожелание заменить деревянную хвостовую часть фюзеляжа на более долговечную - металлическую.
ЦКБ-57 после переделки в одноместный вариант. Бывшая кабина стрелка закрыта непрозрачным обтекателем, пушки в крыле еще не установлены. |
Ил-2 одноместный
Первая серийная модификация. Приказом Народного комиссариата авиационной промышленности от 7 января 1941 года ее запустили в серию под индексом БШ-2 одновременно на четырех авиазаводах — №18, №35, №380 и №381. При этом головным был объявлен 18-й воронежский авиазавод.
В апреле обозначение сменили на Ил-2. Серийные Ил-2 отличались от ЦКБ-57 рядом доработок, опробованных на третьем прототипе, получившем название ЦКБ-55П (Пушечный). В их числе цельнометаллический фюзеляж, опущенный на 175 мм для улучшения обзора вперед мотор и измененная форма задней части фонаря кабины, в которой сделали прозрачные вставки. За своеобразную форму фонаря одноместный Ил-2 получил у летчиков прозвище «горбатый».
Чтобы зимой в перерывах между полетами моторы Ил-2 не промерзали, их закрывали специальными стегаными чехлами с ватной набивкой наподобие телогреек. |
Вооружение было усилено в соответствии с пожеланием военных: два крыльевых пулемета ШКАС (внешние) заменили на пушки ШВАК, что позволило штурмовику действовать против легкобронированных целей. Кроме того, укрепили конструкцию крыла, увеличили толщину некоторых листов бронекорпуса, установили фотокинопулемет и радиостанцию. Все это утяжелило машину и привело к снижению летных данных.
Первый серийный Ил-2 впервые оторвался от земли 10 марта 1941 года, а к началу войны из заводских цехов вышли 249 машин, но далеко не все они успели поступить в строевые части. Одноместные Ил-2 выпускались до конца
1942 года, когда их сменила «возрожденная» двухместная версия Ил-2МЗ. Всего до конца 1941 года были построены 1513 одноместных Илов, а в 1942-м - более шести тысяч.
Ил-2 ШФK-37
Пытаясь увеличить эффективность действий штурмовиков против танков, Ильюшин летом 1941 года решил оснастить его двумя 37-мм автоматическими пушками ШФК-37, обладавшими гораздо более высокой бронепробива- емостью, чем пушки ШВАК. Из-за затянувшейся доводки этого оружия опытная партия из девяти одноместных Ил-2 с ШФК-37 в подкрыльевых контейнерах была готова только к осени 1942 года.
В январе 1 943-го восемь из них проходили боевые испытания на Сталинградском фронте, но не достигли впечатляющих результатов. Пушки при стрельбе часто заклинивало, а из-за их сильной отдачи, которая раскачивала машину, прицельно стрелять очередями было невозможно. К тому же летчики жаловались, что громоздкие и тяжелые пушечные контейнеры сильно ухудшают летные данные и серьезно затрудняют управление. Получивший столь негативные отзывы самолет не был запущен в серию.
Ил-2 в белом зимнем камуфляже на неубирающемся лыжном шасси с резиновыми растяжками. Такое шасси было надежнее убирающегося, но отнимало до 40 километров скорости. |
Фронтовые доработки
Для самозащиты от немецких истребителей многие Ил-2 в 1942 году оборудовались импровизированными пулеметными установками. В фюзеляже за кабиной пилота делали вырез, на который монтировали самодельную турель с пулеметом ШКАС, ДА или УБТ, либо турель, снятую со списанного бомбардировщика, а за нее сажали стрелка. Количество переоборудованных таким способом штурмовиков неизвестно, но, по мнению ряда историков, речь идет, как минимум, о нескольких сотнях экземпляров.
37-миллиметровая пушка ШФК-37 под крылом Ил-2, нижняя часть гондолы снята. Эти громоздкие и тяжелые орудия сильно ухудшали характеристики машины, а потому Ил-2 с ними не пошел в серию. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий