Немецкий солдат осматривает Ил-2 неизвестного летчика, совершившего летом 1941 года вынужденную посадку на ржаном поле за линией фронта. |
Уже 27 июня, на шестой день войны, летчики 4-го штурмового авиаполка, едва освоив взлет, посадку и полет по маршруту, повели свои Илы в бой и нанесли удар по немецкой танковой колонне в районе Бобруйска. В тот же день Ил-2 впервые продемонстрировал свою уникальную живучесть: самолет капитана Холобаева получил пять прямых попаданий зенитных снарядов, но летчик сумел вернуться на аэродром и успешно совершил посадку. При этом в крыле самолета зияла такая дыра, что пилот, вылезая из кабины, провалился в нее.
В дальнейшем полеты на штурмовку продолжались, а количество Илов на фронте постепенно росло, несмотря на тяжелые потери. Главной причиной этих потерь были не зенитки, как предполагалось до войны, а смертоносные атаки Мессершмиттов. Ил-2 не обладал скоростью и маневренностью истребителя, поэтому у его пилота было гораздо меньше шансов уклониться от атак, а отсутствие стрелка позволяло немецким летчикам беспрепятственно расстреливать штурмовики, не опасаясь ответного огня.
Тем не менее «летающий танк» сразу проявил себя как высокоэффективная боевая машина. Совершая по четыре — пять боевых вылетов в день, штурмовики наносили немцам серьезный урон в живой силе и технике. В 1941 году Ил-2 был фактически единственным советским самолетом, способным атаковать противника с малых высот, делая несколько заходов на цель. Маршалы Б.М. Шапошников и К.Е. Ворошилов писали в своем докладе с фронта: «Наши бойцы и командиры от него в восторге. Убедительная просьба дать этих машин побольше», а Сталин, диктуя телеграмму работникам 18-го авиазавода, произнес свою знаменитую фразу: «Эти самолеты нужны нам как воздух, как хлеб!»
В 1941 году из боевых вылетов не вернулось 520 штурмовиков Ильюшина, а за второй год войны боевые потери составили уже 1662 машины. В среднем одноместный штурмовик до своей гибели успевал сделать всего 13 боевых вылетов.
К середине 1942 года необходимость срочной установки на самолет защитного вооружения, даже ценой ухудшения летных данных, стала очевидной для всех. Но появление осенью того же года двухместной модификации Ил-2 со стрелком не привело к немедленному изъятию из строевых частей одноместных машин. Их заменяли постепенно, по мере поступления с заводов новой техники. Только к концу 1943 года «горбатые» окончательно исчезли с советско-германского фронта, но, по некоторым данным, на Дальнем Востоке одноместные Ил-2 прослужили до 1945 года и даже участвовали в войне с Японией.
Комментариев нет:
Отправить комментарий