Вид сбоку перехватчика Ту-128, музей Ржевского корпуса ПВО. |
Прототип (самолет «128»)
Построен один прототип, самолет «128», под фюзеляжем которого смонтирован большой обтекатель, закрывающий контрольно-записывающую аппаратуру, необходимую для фиксации результатов летных испытаний. По завершению заводских испытаний обтекатель и КЗА демонтировали, также были сняты подфюзеляжные гребни и установлены в дополнение к внутренней паре пилонов внешняя пара подкрыльевых пилонов для ракет; в таком виде самолет проходил Государственные испытания. Прототип с установленной под фюзеляжем КЗА и двумя подвешенными на пилонах макетами УР К-80 (обозначение серийных ракет Р-4) был показан в 1961 году в Тушино на воздушном параде.
В настоящее время эта машина находится в музее ВВС в Монино.
Ту-128 (Ту-28, изделие «И»)
До декабря 1963 года перехватчик в документации Министерства обороны проходил как Ту-28, но в декабре обозначение изменили на Ту-128, хотя обозначение
Ту-28 встречается в СМИ до сих пор, что совсем неправильно, на Западе обозначение Ту-28 использовалось даже в солидных специализированных изданиях (например справочник «Джейн») вплоть до второй половины 1980-х годов. Наиболее заметными внешними отличиями серийных Ту-128 от прототипа в исходной конфигурации стали наличие четырех вместо двух подкрыльевых пилонов для подвески ракет и отсутствие подфюзеляжных гребней. Серийное производство велось на авиазаводе № 64 в Воронеже, построено 187 самолетов (включая самолеты, модернизированные в Ту-128УТ и Ту-128ЛЛ).
Вид спереди перехватчика Ту-128, музей ВВС в Монино. |
Ту-128М (изделие «ИМ»)
Модернизированный вариант перехватчика Ту-128, часть авиационного комплекса перехвата Ту-128С-4М. В состав вооружения введены УР «воздух - воздух» Р-4РМ и Р-4ТМ; установлена РЛС РП-СМ «Смерч-М». У перехватчика существенно расширен диапазон высот и зона пусков ракет. Первые два Ту-128М переделаны из серийных Ту-128, которые, возможно, даже не успели выполнить сдаточные полеты.
Первый полет Ту-128М выполнил 24 сентября 1970 года. Госиспытания завершены в июле 1974 года, комплекс перехвата Ту-128С-4 М принят на вооружение авиации ПВО страны в июне 1979 года. На авиаремонтных заводах авиации ПВО в вариант Ту-128М были переоборудованы почт! все самолеты Ту-128, состоявшие на вооружении; заново самолеты Ту-128М не стpoились. Внешне Ту-128М отличается отТу-12 прямой, вместо скошенной, законцовкой киля, что связано с установкой антенны радиостанции Р-846; данными радиостанциями оборудовали не все Ту-128М - у этих самолетов форма законцовок килей не изменялась.
Фюзеляж Ту-128 спроектирован с учетом «правила площадей»: на фотографии хорошо видно поджатие фюзеляжа в районе крыла. |
Ту-128УТ (изделие «И-УТ»)
Трехместный учебно-тренировочный Ту-128УТ предназначен для обучения и тренировки летчиков перехватчиков Ту-128. В носовой части фюзеляжа оборудована кабина инструктора. Штурман-оператор в составе экипажа сохранен, но полноценное обучение штурмана на Ту-128УТ исключено по причине отсутствия РЛС. Пилоны для подвески ракет сохранены. Законцовка киля на Ту-128УТ выполнена прямой, как на Ту-128М с радиостанцией Р-846. В два первых Ту-128УТ переоборудованы два последних серийных Ту-128; всего построили 10 Ту-128УТ, еще четыре самолета переоборудованы из Ту-128. Первый полет Ту-128УТ выполнил в 1971 году, на вооружение принят в сентябре 1971 года.
Ту-128УТ является единственным в истории авиации трехместным реактивным учебно-тренировочным перехватчиком. Кабина инструктора придала самолету очень необычный внешний облик, за который он получил вполне заслуженное прозвище «Пеликан». До настоящего времени сохранился только один Ту-128УТ, который хранится на территории авиаремонтного завода в Ржеве.
Учебно-тренировочный Ту-128УТ строился малой серией |
Ту-128 с ТРД АЛ-7Ф-4
Один Ту-128 (первый серийный) в 1963 году переоборудовали под установку двух ТРДФ АЛ-7Ф-4 с тягой на форсаже по 11 100 кгс, в 1967 году этот самолет переоснастили ТРДФ АЛ-7Ф-4Г, но данные ТРД довести до серийного производства не удалось.
Ту-128 ЛЛ
Летающая лаборатория Ту-128ЛЛ создавалась как прототип перехватчика Ту-28А, но фактически использовалась для испытаний новых двигателей: вместо двигателей АЛ-7 установлены два ТРДФ ВД-19 с тягой на форсаже по 14 200 кгс. Первый полет Ту-128ЛЛ выполнил в 1965 году. Несмотря на установку двигателей большей тяги, максимальная скорость увеличилась только на 110-120 км/ч и не достигла требуемых 2000 км/ч из-за роста лобового сопротивления, вызванного увеличением сечения воздухозаборников. Использование ТРДФ ВД-19 на Ту-128 признали бесперспективным.
Ty-28A-80, Ту-128А-100
В ОКБ-156 велись работы по повышению боевой эффективности комплекса перехвата за счет совершенствования силовой установки самолета и системы вооружения. В качестве двигателя для Ту-128А был выбран ТРДФ ВД-19. На Ту-128А-80 планировалось установить РЛС РП-СА «Смерч-А» с расчетной дальностью обнаружения цели 100 км и дальностью захвата 60-70 км, а на Ту-128А-100 - РЛС «Гроза-100» с еще более высокими данными. Работы по теме Ту-28А прекращены во второй половине 1960-х годов из-за неудовлетворительных результатов испытаний Ту-128ЛЛ и затягиванию разработки новых РЛС.
.
В ОКБ так же велись работы по вариантам глубокой модернизации перехватчика Ту-128, затрагивающей не только силовую установку и РЛС. В проекте самолета «138» предполагалось использовать новое крыло, новые убираемые в крыло основные опоры шасси, изменить конструкцию и форму фюзеляжа, улучшить аэродинамику самолета для достижения максимальной скорости 2100-2400 км/ч. Самолет «148» проектировался с крылом изменяемой стреловидности, близким крылу дальнего бомбардировщика Ту-22М; расчетная максимальная скорость составляла 2500 км/ч. «148» создавался как многоцелевой самолет, способный, помимо выполнения задач перехвата воздушных целей, наносить удары по наземным и надводным целям. Проектировался бомбардировщик Ту-128Б.
Перехватчик Ту-128 на музейной стоянке Ржевского корпуса ПВО |
За очевидное сходство с птицей Ту-128УТ получил прозвище «Пеликан». |
Комментариев нет:
Отправить комментарий