Ту-128 выруливает на старт, 1970-е годы. На перехватчик подвешены две ракеты Р-4Т и две Р-4Р. |
Ту-128 предназначались для отражения вероятных налетов американских бомбардировщиков с арктического направления, поэтому эти самолеты поступили в части, развернутые именно на Севере. Ту-128 состояли на вооружении 72-го гвардейского Полоцкого (аэродром Амдерма), 445-го (аэродром Савватия, Котлас), 518-го Берлинского (Талаги, Архангельск) авиаполков 10-й отдельной армии ПВО и 64-го (Омск), 350-го (Братск) и 356-го (Семипалатинск) авиаполков 14-й армии ПВО. После перевооружения на Ту-128 из наименования авиаполков исключалось слово «истребительный».
Экипажи перехватчиков несли боевое дежурство не только на аэродромах постоянного базирования, а также в Нарьян-Маре, Хатанге, Норильске, Тикси и на острове Грэм-Белл. Полеты на перехват и сопровождение американских самолетов-разведчиков выполнялись регулярно. Работали Ту-128 и по сверхскоростным SR-71, но перехват такой цели удавалось выполнить очень редко и только на встречных курсах. В середине 1980-х годов Ту-128 привлекались к сопровождению дальних бомбардировщиков Ту-95, выполнявших полеты к Америке по арктическим маршрутам. Необходимость сопровождения «дальни- ков» была вызвана несколькими случаями срыва дозаправки в воздухе, когда американские RC-135 пристраивались к танкерам и не давали Ту-95-м занять свои «законные» места для приема топлива. Уже первый полет четверки Ту-128 на сопровождение Ту-95 заставил RC-135 держаться на почтительном расстоянии от советских самолетов.
Прототип Ту-128, снимок сделан на воздушном параде в Тушино в 1981 году. Подфюзеляжным обтекателем черного цвета закрыта контрольно- записывающая аппаратура. |
Изначально Ту-128 рассматривался как средство уничтожения воздушных целей в стратосфере — пуск ракет выполнялся по цели, летевшей с превышением в несколько километров над перехватчиком. В начале 1980-х годов, с переходом ударной авиации на действия с малых и предельно малых высот, экипажи Ту-128 стали отрабатывать действия по маловысотным целям.
Авиационный комплекс перехвата на основе Ту-128 стал огромным шагом вперед. До появления МиГ-31 перехватчик Ту-128 оставался единственным советским истребителем, способным обнаруживать и уничтожать воздушные цели в огромном диапазоне высот автономно и на большом удалении от аэродрома базирования.
Простотой пилотирования Ту-128 не отличался. Сложность представляли как взлет, особенно с полной заправкой и четырьмя ракетами, так и посадка. Большинство аварий и катастроф Ту-128 произошло именно на посадке — тяжелую, инертную машину с высокой посадочной скоростью требовалось «выставить» в ось полосы на удалении порядка 4 км от торца ВПП, а низкая приемистость двигателей не всегда позволяла экипажам уйти на второй круг. Тем не менее Ту-128 по аварийности в отечественной авиации далеко не «чемпион», что во многом объясняется высочайшей квалификацией летчиков, большинство из которых имело 1 -й класс.
Особенностью эксплуатации Ту-128 стало фактическое отсутствие спарок. В качестве учебно-тренировочных самолетов для летчиков и штурманов использовались учебно-штурманские Ту-124Ш, которые имелись в каждом авиаполку, вооруженном Ту-128. Все Ту-128 были сняты с вооружения во второй половине 1980-х годов, на смену им пришли МиГ-31.
В строевых полках, вооруженных перехватчиками Ту-128, для тренировок летчиков использовались учебно-штурманские самолеты Ту-124Ш |
Комментариев нет:
Отправить комментарий