Разработка первых реактивных бомбардировщиков началась в СССР практически одновременно с проектированием реактивных истребителей, однако бомбардировщик имел меньший приоритет. Фактически единственным реактивным бомбардировщиком «нулевого», так сказать, поколения стал Ил-22 (первый самолет с таким обозначением) - к сожалению, самолет незаслуженно забыт. Требованиям технического задания Ил-22 не удовлетворял, но, вероятно, впервые в истории мировой авиации четыре ТРД были установлены не в крыле, а на пилонах под крылом - именно так монтируются двигатели на современных самолетах.
Проектирование фронтового реактивного бомбардировщика с максимальной скоростью 900 км/ч и дальностью полета 2000 км поручили конструкторским бюро А.Н. Туполева и С.М. Алексеева. В КБ Алексеева разработку самолета «140» возглавил немецкий профессор Б. В. Бааде. Позже проект трансформировался в первый и последний реактивный пассажирский авиалайнер, разработанный в ГДР. В ОКБ Туполева путем нескольких итераций был создан Ту-14, поступивший на вооружение морской авиации Советского Союза.
Экспериментальный реактивный бомбардировщик Ил-22. |
Зарубежным «одноклассником» Ил-28 была британская Canberra, конструкторы которой продолжили развитие концепции Mosquito - лучшим средством обороны является скорость. В нашей стране и конструкторы, и заказчики считали необходимым установку на бомбардировщик оборонительного стрелкового вооружения. На Ил-28 впервые в практике отечественного самолетостроения была смонтирована оснащенная электрогидроприводами кормовая оборонительная установка с двумя 23-мм пушками НР-23. Пушечная установка получилась столь удачной, что в измененном виде она перекочевала на бомбардировщики Ту-1 6 и Ту-95.
«Конкурент» Ил-28 - бомбардировщик Ту-14. Ту-14 строились ограниченной серией и состояли на вооружении только авиации ВМФ. |
Эскизный проект бомбардировщика Ил-28 С.В. Ильюшин утвердил 12 января 1948 года, а в июне того же года самолет получил официальное признание - прототип включили в план опытного строительства Министерства авиационной промышлености. Фактически задним числом, так как сборку прототипа к этому времени уже завершили. Первый полет на прототипе Ил-28 летчик-испытатель В. К. Коккинаки выполнил 8 июля 1948 года.
Заводские и Государственные испытания Ил-28 проводились параллельно с испытаниям Ту-14. На Госиспытаниях в ГК НИИ ВВС оба бомбардировщика получили положительные отзывы, но военным больше понравился самолет Туполева. Ту-14 обладал большой дальностью полета, зато Ил-28, в сравнении с Ту-14, отличался простотой изготовления и эксплуатации, а также превосходил соперника по скорости, скороподъемности и потолку. В середине 1949 года на самом высоком уровне было принято решение о начале массового производства и принятии на вооружение ВВС и авиации ВМФ бомбардировщика Ил-28. Ту-14 выпускался ограниченной серией только для морской авиации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий