Погрузка десанта в Ан-12Б 110-го Комсомольского Трансильванского Краснознаменного ВТАП, 1960-е годы. На самолет нанесена символика «Аэрофлота». |
Первым получили Ан-12 в 1958-1959 годах дислоцированный в Витебске 339-й ордена Суворова III степени военно-транспортный авиаполк (ВТАП), чуть позже новая техника поступила в 566-й Солнечногорский Краснознаменный ордена Кутузова III степени ВТАП из Сещи. Переучивание личного состава на Ан-12 велось в Сеще, сначала на базе полка, а затем на 25-х офицерских курсах, позже преобразованных в 640-й Центр боевого применения и переучивания личного состава ВТА им. Маршала авиации Н.С. Скрипко. Своего пика численность Ан-12 в ВТА достигла в 1971 году - 22 полка, почти 700 самолетов.
Ан-12БП, авиабаза Рязань, 2005 год. |
На первых порах Ан-12 надежностью не отличались, но самолет сразу же стали широко использовать не только в военных целях, но и в интересах народного хозяйства страны. В апреле 1 960 года Ан-12 доставили грузы на станцию «Северный Полюс-8», самолеты также были задействованы в обеспечении космического полета Ю.А. Гагарина и, конечно же, во всех учениях ВДВ. Полки ВТА, как правило, дислоцировались рядом с воздушно-десантными дивизиями. Полеты на десантирование людей и грузов выполнялись постоянно. Конструкторы проектировали самолет в расчете на полеты и десантирование со средних высот. Однако появление в составе вооруженных сил в середине 1960-х частей спецназа заставило отчасти пересмотреть тактику боевого применения самолетов ВТА. Ключ успешных действий спецназа - скрытность, поэтому и полет, и десантирование выполнялись на предельно малых высотах. Оказалось, что Ан-12 достаточно комфортен в пилотировании при длительном многочасовом полете на высотах 150-200 м.
Перекрашенные в цвета «Аэрофлота» Ан-12БК из состава военно¬транспортной авиации, Мадагаскар, 1979 год. |
Постоянно Ан-12 привлекались к перевозке грузов в интересах третьих стран. «Замаскированные» под гражданские машины (с помощью белой окраски и надписи «Аэрофлот») военные Ан-12 работали в Африке, во Вьетнаме и на Мадагаскаре. В 1967 году Ан-12 стали основой «воздушного моста», по которому доставлялась на Ближний Восток военная техника для восполнения потерь Египта и Сирии в войне с Израилем. Летом 1970 года 35 спешно перекрашенных в гражданские цвета Ан -12 из псковского 334-го ВТАП доставили гуманитарную помощь пострадавшим от землетрясения в Перу.
Постановщики помех на базе Ан-12 поступили на вооружение дислоцированного в Шауляе 117-го Берлинского ордена Кутузова III степени отдельного полка электронного подавления. Полк принимал участие во многих учениях, в том числе экспериментальных.
До 1982 года самолеты 117-го полка на ротационной основе несли боевое дежурство в Сирии. После распада СССР полк перебазировали в Оренбург.
Посадка «размодернизированного» Ан-12ПП. Значительное количество Ан-12 окрашено в серый цвет с ярко выраженным зеленоватым оттенком. |
В 1980-е годы основным самолетом ВТА стал Ил-76, но Ан-12 до сих пор остаются на вооружении ВТА, и замены для этого самолета, увы, нет. Преемником Ан-12 должен был стать Ан-70, но в процессе проектирования эта машина сильно прибавила в массе и размерах, перейдя в иной класс. Решение о свертывании серии Ан-12 оказалось непродуманным и преждевременным, чему свидетельствует китайский опыт. Самолет по-прежнему очень востребован в силу своей экономичности, надежности и неприхотливости к эксплуатации. Множество снятых с вооружения и доработанных Ан-12 летают в различных авиакомпаниях по всему миру, особенно популярен Ан-12 в Африке.
Военные Ан-12 состояли или состоят на вооружении многих стран мира. Ан-12 ВВС Индии в индо-пакистанской войне 1971 года использовались как бомбардировщики.
Ан-12БП из 226-го отдельного смешанного авиаполка 16-й Воздушной армии, авиабаза Шперенберг ГДР, первая половина 1990-х годов. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий