Ан-12ПП Дальней Авиации, аэродром Анадырь, 2006 год. Самолет «размодернизирован» из постановщика помех в транспортный. На этой машине контейнеры со станциями постановки «Сирень» не устанавливались. |
Ан-12 («изделие Т»)
Военно-транспортный вариант, максимально унифицированный с пассажирским Ан-10. Грузовая кабина выполнена герметичной (только на первых ста самолетах), силовая установка - четыре ТВД АИ-20 (с 1961 года-АИ-20А). Крыло первых двух прототипов не имело поперечного V, но в процессе испытаний на втором прототипе для повышения поперечной устойчивости установили новое крыло с очень небольшой V-образностью (1 °) и отогнутыми вниз на 3° концевыми секциями; такое крыло стало для Ан-12 стандартным. В 1959-1962 годах на авиазаводе в Иркутске построено 154 самолета.
Ан-12УД
Ан-12, доработанный под установку в грузовой кабине дополнительных топливных баков суммарной емкостью 7600 л.
Ан-12П
Идентичен Ан-12, но под полом грузовой кабины установлено три топливных бака емкостью 10 000 л. Серийно строился с 1963 года. Дополнительные баки под полом грузовой кабины монтировались на многих самолетах в ходе ремонта.
Ан-12Т
Вариант Ан-1 2, оптимизированный для перевозки жидких грузов, прежде всего авиационного и ракетного топлива, в специальных контейнерах в грузовой кабине.
Ан-12А
Гондолы двигателей опущены ниже, чем на Ан-12, масса полезной нагрузки увеличена на 2000 кг, увеличено количество крыльевых топливных баков. Серийный выпуск начат в 1961 году на заводах в Воронеже и Ташкенте; построено порядка 150 самолетов.
Ан-12АП
Вариант Ан-12А с баками под полом грузовой кабины.
Ан-12Б («изделие ТБ»)
Усилена конструкция центроплана, обновлен состав бортового оборудования, установлена ВСУ, в очередной раз увеличено количество крыльевых баков. Серийно строился с 1963 года в Воронеже и Ташкенте.
Ан-12МГА
Гражданский вариант Ан-1 2Б (МГА - Министерство гражданской авиации), отсутствуют парашютно-десантное оборудование и кормовая стрелковая установка.
Ан-12БП
Ан-12П с баками под полом грузовой кабины.
Ан-12БК («изделие ТБ К»)
Установлены двигатели АИ-20М мощностью по 4250 л.с., расширен на 105 мм проем грузового люка (под ширину самоходно-артиллерийской установки АСУ-85, более широкий грузовой люк появился на Ан-12БП поздней постройки), обновлен состав бортового оборудования. Внешне отличается от Ан-12Б/БП наличием обтекателей по краям грузового люка. В процессе серийного производства РЛС РПБ-2 заменена на РЛС «Инициатива» с антенной большего размера, установленной под увеличенным обтекателем ниже кабины штурмана. Ан-12БК также строился в гражданском варианте без вооружения и парашютно-десантного оборудования. Серийно выпускался на заводе в Ташкенте с 1967 года. Наряду с Ан-12Б является самой массовой модификацией Ан-12.
Специализированные модификации Ан-12 являлись самыми массовыми и самыми эффективными советскими самолетами РЭБ.
Военный Ан-12БК в окраске, близкой «аэрофлотовской», 2012 год. Снимок выполнен вскоре после взлета — шасси убраны, но механизация крыла и посадочные фары еще выпущены. |
Ан-12Б-И
В 1964 году на семи Ан-12Б были установлены станции индивидуального радиоэлектронного противодействия (постановки помех) «Фасоль».
Ан-12БК
Постановщик помех, оснащенный аппаратурой индивидуальной защиты «Фасоль» и «Сирень». Антенны системы «Сирень» размещены в контейнерах, закрепленных на пилонах по бортам фюзеляжа в носу и хвосте. С 1970 года построено 45 Ан-12БК.
Ан-12БК-ИС
Вместо системы «Фасоль» установлена станция групповой защиты «Барьер», с 1974 года доработано из транспортных самолетов порядка 100 машин.
Ан-12ПП
В 1970 году на базе Ан-12Б/БК разработан самолет-постановщик помех групповой защиты Ан-12ПП. В хвостовой части фюзеляжа вместо кабины стрелка смонтирован непрозрачный конус, в котором размещены станции постановки помех, устройства отстрела ложных целей и приемник предупреждения об облучении, а также дополнительные антенны радиотехнических систем размещены на нижней поверхности фюзеляжа и на спонсонах. Самолет оборудован автоматическими станциями прицельных и прицельно-заградительных помех системы групповой защиты «Букет», установлена система биологической защиты экипажа от электромагнитного облучения. Построено около 30 самолетов. В 1990-е годы большинство Ан-12ПП доработали в транспортные самолеты, демонтировав спецаппаратуру.
Ан-12БК-ППС
Отличается от Ан-12ПП наличием станции постановки помех «Сирень», контейнеры которой размещены по бортам фюзеляжа, как на Ан-12БК-ИС. Серийный выпуск начат в 1970 году, построено порядка 20 самолетов; в «БК-ППС» доработано большинство «ПП».
Ан-12БК-ППС
Серийный выпуск «второго» Ан-12БК-ППС начался в 1974 году. Самолет оснащен усовершенствованными средствами постановки помех; хвостовая часть фюзеляжа, как у транспортных Ан-12,- с кабиной стрелка и пушечной установкой. Совершенствование Ан-12БК-ППС продолжается.
Поисково-спасательный вариант Ан-12ПС
В 1969 году на основе Ан-12Б разработан морской поисково-спасательный самолет Ан-12ПС, оснащенный дополнительным радиотехническим оборудованием и способный десантировать спасательный плот с командой спасателей из трех человек. Кроме вновь построенных, в Ан-12ПС доработали несколько стандартных Ан-12Б.
Другие специализированные серийные модификации
На базе транспортных Ан-12 были разработаны и строились в ограниченном количестве фоторазведчики Ан-12R самолеты радиационно-химической разведки Ан-12PXR воздушные командные пункты Ан-12Б/БК- ВКП «Зебра», учебно-штурманские самолеты Ан-12БШ/БКШ, аэродромные заправщики (для дозаправки самолетов на удаленных аэродромах) Ан-12БКТ, бомбардировщики Ан-12БКВ. Два самолета Ан-12ПЛ и один Ан-12ТП-2 были оборудованы лыжным шасси для операций в Арктике, самолеты исследования метеорологических процессов Ан-12БКЦ «Циклон».
Летающие лаборатории
На базе Ан-12 построены летающие лаборатории для испытаний аппаратуры спутниковой связи («Ан-12БМ, «М» - «Молния»), для исследований инфракрасного излучения надводных, наземных и воздушных объектов (Ан-12Б «Кубрик»), расследования причин летных происшествий на местах, испытаний авиационных двигателей, противолодочного и радиоэлектронного оборудования, катапультных кресел, а также для аэродинамических исследований. Один Ан-12БК ВВС Египта использовался для испытаний ТРД Bradner Е-300, предназначенного для истребителя Helwan НА-300.
Всего в 1957-1973 годах в Иркутске, Воронеже и Ташкенте построено около 1250 самолетов Ан-12 всех модификаций; наибольшее количество Ан-12 (829) собрано в Ташкенте.
Летающая лаборатория для испытаний катапультных кресел на базе Ан-12БК, Жуковский, 1990-е годы. Катапультирование производилось из балки, смонтированной за хвостовым оперением. |
Китайские модификации Ан-12
В 1960-е годы планировалась организация лицензионного производства Ан-12 в Китае, но из-за ухудшения советско-китайских отношений «легальный» выпуск самолетов налажен не был. Китай пошел обычным для себя путем - изучив поставленные из СССР Ан-12, наладил собственное «пиратское» производство. «Культурная революция» в сочетании с недостаточной развитой промышленностью затянула освоение выпуска Y-8, китайской копии Ан-12, на десятилетия. Первый полет прототип Y-8 выполнил в декабре 1974 года, в СССР выпуск Ан-12 к этому времени уже прекратили. Серийное производство Y-8 началось в 1981 году и продолжается в настоящее время.
Строго говоря, копией Ан-12 являлись только первые Y-8. Китайский вариант внешне отличается более длинной и заостренной носовой частью фюзеляжа, напоминающей нос бомбардировщика Ту-16. По количеству модификаций Y-8 не уступает Ан-12. На основе Y-8 разработан более совершенный вариант Y-9, прототип которого выполнил первый полет в 2011 году.
Носовая часть фюзеляжа Y-8 больше похожа на носовую часть бомбардировщика Ту-16, снимок сделан на авиасалоне в Чжухае в 2010 году. |
В вариант Ан-12ПЛ с лыжным шасси доработали два Ан- 12. Один Ан-12ПЛ эксплуатировался в Антарктиде. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий