Прототип Ил-28 |
Прототип
Построен один прототип с двумя британскими ТРД Nene тягой по 2270 кгс. Первый полет летчик-испытатель В.К. Коккинаки выполнил 8 июля 1945 года.
Предсерийные и ранние серийные Ил-28 («изделие 5»)
Начиная со второго летного прототипа, на Ил-28 устанавливались ТРД РД-45Ф (вариантТРД Nene производства завода № 45 (ныне НПЦ газотурбостроения «Салют») тягой по 2270 кгс. Ил-28 с ТРД РД-45Ф выполнил первый полет 30 декабря 1948 года, в феврале - апреле этот самолет был задействован в программе Государственных испытаний. Запущен в серийное производство на авиазаводах № 30 в Москве, № 64 в Воронеже и № 166 в Омске. Особенностью самолетов постройки завода № 64 являлось технологическое членение фюзеляжа не на три, а две секции: переднюю и среднюю/хвостовую.
Серийные Ил-28
В августе 1949 года выполнил первый полет Ил-28 с двумя ТРД ВК-1 конструкции В.Я. Климова тягой по 2700 кгс. Внешне гондолы двигателя ВК-1 отличаются от гондол ТРД РД-45Ф наличием поджа- тия в районе крыла. Большинство самолетов Ил-28 выпущено с двигателями ВК-1 и ВК-1 А. По ходу серийного производства в конструкцию и бортовое оборудование вносились изменения, так были внедрены противообледенительная система, работавшая за счет отбора горячих газов двигателей, шторки кабин летчика и штурмана, а также изменялась конструкция фонаря кабины летчика.С 1950 года вместо кормовой оборонительной установки Ил-Кб монтировалась облегченная на 50 кг установка Ил-КбМ (позже появились еще более легкие установки Ил-Кб-53). Из-за нехватки радиолокаторов ПСБН-М они монтировались не на всех бомбардировщиках. Ил-28 стал самым массовым советским реактивным бомбардировщиком. Планы производства самолета постоянно пересматривались в сторону увеличения, а в 1953 году выпуск самолетов организовали на четвертом заводе - № 23 в Москве (ныне ГНПЦ им. М.В. Хруничева), но собрали там всего два самолета, так как завод полностью перевели на выпуск стратегических кораблей конструкции В.М. Мясищева. После прекращения в 1953 году производства Ту-14 к выпуску Ил-28 присоединился авиазавод № 39 в Иркутске. Ил-28 серийно выпускались в 1949-1956 годах. Всего построено 6316 самолетов всех модификаций. В СССР о стоимости военной техники особо не задумывались, однако будет не лишним отметить удивительный факт - благодаря продуманной технологии изготовление бомбардировщика Ил-28 стоило меньше, чем истребителя МиГ-15!
Ил-28 и Ил-28У советской постройки экспортировались в Алжир, Афганистан, Болгарию, ГДР, Венгрию, Вьетнам, Индонезию, Ирак, КНДР, Марокко, Нигерию, Польшу, Румынию, Сомали, Финляндию, Чехословакию, Южный Йемен и на Кубу.
Бомбардировщики Ил-28 строевого авиаполка ВВС СССР, 1960-е годы |
Ил-28А
Носитель малогабаритной тактической атомной бомбы РДС-4 мощностью 28 кт. От обычных бомбардировщиков отличается наличием системы обогрева бомбо- отсека, защитными шторками на фонарях кабин членов экипажа, спецоборудованием, необходимым для сброса атомной бомбы. Первый практический сброс атомной бомбы Ил-28А выполнен 23 августа 1953 года на Семипалатинском полигоне.Ил-28У
Учебно-тренировочный вариант бомбардировщика. Внешне отличается от бомбардировщика носовой частью фюзеляжа. Кабина инструктора с непрозрачным носом установлена вместо кабины штурмана, управление самолетом полностью дублировано. Вооружение отсутствует. Первый полет прототип Ил-28У выполнил 18 марта 1950 года. Серийно выпускался на заводе № 30 в Москве. Ил-28У стал настоящей «летающей партой» для летчиков бомбардировочной, в том числе и Дальней, авиации. В авиационных училищах Ил-28У эксплуатировались до начала 1980-х годов.Подготовка к полетам Ил-28У Тамбовского училища летчиков, аэродром Мичуринск, вторая половина 1970-х годов. Хвостовая стрелковая точка на Ил-28У не устанавливалась. |
Ил-28Р
В прототип разведчика Ил-28Р в 1949 году на заводе № 30 был переделан серийный бомбардировщик. Первый полет на Ил-28Р выполнил летчик-испытатель В.К. Коккинаки 19 апреля 1950 года. Государственные испытания Ил-28Р прошел в 1950 году, но серийное производство началось на заводе № 30 только в 1953 году. На заводах в Москве и Иркутске построено 326 Ил-28Р. В бомбоотсеке и в небольшом отсеке в хвостовой части установлены пять аэрофотоаппаратов для дневной съемки и два - для ночной. РЛС ПСБН-М заменена на РЛС «Курс-М». В фюзеляже установлен дополнительный топливный бак емкостью 750 л, предусмотрена возможность подвески двух сбрасываемых баков емкостью по 950 л на законцовках крыла; суммарная емкость баков доведена до 10 560 л. Правая носовая фюзеляжная пушка не устанавливалась. Из-за увеличения массы разведчика на 1700 кг были усилены опоры шасси, увеличен диаметр колес основных опор. По ходу серийного производства и эксплуатации в конструкцию и состав бортового оборудования вносились изменения. Во второй половине 1950-х годов часть Ил-28Р доработали для ведения радиотехнической разведки.
Один из первых разведчиков - Ил-28Р |
Ил-28ПЛ
В конце 1950-х годов Ил-28 769-го мин- но-торпедного авиаполка Балтийского флота доработали под применение противолодочных торпед АТ-1 - один самолет мог нести одну торпеду АТ-1 в бомбоотсеке. Распространения данный опыт не получил из-за ограниченной эффективности самолета.
Ил-28У на полевом аэродроме Тамбовского авиационного училища, 1970-е годы. |
Ил-28 буксировщик мишеней
В буксировщики мишеней дорабатывали бомбардировщики Ил-28. Лебедка и другое буксировочное оборудование монтировались в бомбоотсеке, а направляющая для троса в виде штанги крепилась в хвостовой части фюзеляжа - ниже кабины стрелка.
Беспилотные мишени
В 1955-1956 годах была отработана система дистанционного управления самолетом Ил-28, позволявшая использовать его в качестве беспилотной мишени. Мишени на основе Ил-28 применялись, главным образом, для отработки зенитноракетных комплексов.
Ил-20 (Ил-28П)
Порядка 20 бомбардировщиков Ил-28 после снятия оборудования военного назначения передали в «Аэрофлот», самолеты получили обозначение Ил-20 или Ил-28П (П - почтовый). Эти самолеты с 1954 года использовались для срочной доставки матриц газет «Правда» и «Известия» из Москвы в крупные города Урала, Сибири и Дальнего Востока. На Ил-20 готовили первых летчиков для реактивных Ту-104.
Гражданские Ил-20 использовались для доставки матриц центральных газет в крупные города Урала и Сибири. |
Ил-283А
Несколько Ил-28 доработали в зонди- ровщики атмосферы, предназначенные для проведения метеорологических исследований.
Ил-28Т
По заказу авиации ВМФ в 1950 году был спроектирован и построен торпедоносец Ил-28Т с увеличенным на 2,2 м бомбоотсеком, позволявшим размещать в нем две авиационные торпеды или морские мины. За счет сокращения емкости фюзеляжных топливных баков был оборудован отсек для спасательной лодки. Подобно разведчику, Ил-28Т оснащался дополнительными баками на законцовках крыла. Первый полет Ил-28Т выполнил 9 января 1951 года. В серийное производство не передавался.
Минимум один бомбардировщик Ил-28 был доработан для внешней подвески (на пилонах по бокам фюзеляжа) двух авиационных торпед, третья торпеда подвешивалась в бомбоотсеке. Данный Ил-28Т проходил испытания в 1955 году, из-за ухудшения ЛТХ самолета с торпедами на внешней подвеске и ряда ограничений по использованию торпед с внешней подвески дальнейшего развития работы не получили. Все бомбардировщики Ил-28 морской авиации могли нести одну торпеду в бомбоотсеке.
Самолеты не имели вооружения и несли символику «Аэрофлота». Бомбардировщик Ил-28 одного из авиаполков 16-й Воздушной армии, ГДР, 1950-е годы. |
Ил-28Ш
Проектирование штурмового варианта Ил-28 началось в ОКБ С.В. Ильюшина еще в 1950-е годы. Рассматривались различные варианты и составы вооружения, в частности, установка в бомбоотсеке пулеметов и пусковых установок НАР, стреляющих вниз назад. Полномасштабное проектирование штурмовой модификации Ил-28Ш началось в первой половине 1967 года. Вооружение в виде блоков HAR тяжелых НАР, бомб, пулеметных и пушечных контейнеров размещалось на 12 подкрыльевых узлах подвески В штурмовики доработали не менее двух бомбардировщиков. На Государственные испытания Ил-28Ш предъявили осенью 1967 года. В серийное производство самолет не передавался, но опыт создания Ил-28Ш был использован при разработке специализированного штурмовика Ил-102, который, однако, также в серию не пошел. Есть информация, что минимум один полк получил на вооружение Ил-28Ш, модернизированные из бомбардировщиков силами авиаремонтного завода ВВС.
Летающие лаборатории Один Ил-28 был в 1952 году доработан для испытаний РЛС «Сокол», предназначенной для истребителей-перехватчиков Як-25 и Ла-200Б. На летающих лабораториях Ил-28 отрабатывались системы жизнеобеспечения и катапультного кресла космического корабля «Восток», авиационные катапультные кресла, система дозаправки топливом в полете, гусеничное и лыжное шасси. Два Ил-28Р ВВС ГДР модернизировали в летающие лаборатории для испытаний ТРД «014», предназначенного для пассажирского самолета VEB-152.
Проекты
В начале 1950-х годов велись работы по варианту Ил-28С со стреловидным крылом (угол стреловидности по линии четверти хорд - 35°). Началась постройка прототипа, но программу закрыли, сборка опытной машины завершена не была.
ЧССР
В Чехословакии Ил-28 строился с 1955 года компанией «Avia» под обозначением В-228, Ил-28У получил обозначение СВ-228. Первые три самолета были поставлены из СССР в 1955 году. В 1959-1960 годах с В-232 сняли неподвижные пушки и обновили состав БРЭО.
В Чехословакии на основе Ил-28 разрабо таны самолет радиотехнической разведки Ил-28РТ и летающая лаборатория для испытаний ТРДМ-701 и АИ-25В. В ЧССР построено не менее 200 Ил-28. Самолеты чешской постройки экспортировались в Египет.
Бомбардировщик Ил-28 в полете. |
Китай
В конце 1950-х годов планировалось наладить производство Ил-28 в Китае по лицензии, но из-за ухудшения советско-китайских отношений этим планам не суждено было осуществиться. Тем не менее на авиационном заводе в Харбине был организован серийный выпуск «пиратских копий» Ил-28 под обозначением Н-5. Китай получил из СССР более 250 Ил-28 - было с чего копировать. Разработка Н-5 началась в 1963 году, первый полет прототип выполнил 25 сентября 1966 года, а в 1967 году началось серийное производство. Китайские самолеты имели ряд конструктивных отличий, в том числе кормовую оборонительную установку, спроектированную на основе аналогичной установки бомбардировщика Ту-16, вместо пушек НР-23 были установлены пушки АМ-23 калибра 23 мм. Серийно строились бомбардировщики и торпедоносцы Н-5, носители атомного оружия Н-5А, учебные бомбардировщики HJ-5, фоторазведчики HZ-5, самолеты радиотехнической разведки HD-5. Китайские Ил-28 также использовались в качестве летающих лабораторий. Всего построено порядка 2000 самолетов всех модификаций. Н-5 под обозначением В-5 экспортировались в Пакистан (местное обозначение В-56), Румынию, КНДР и Албанию.
Комментариев нет:
Отправить комментарий