Бомбардировщик Ил-28 в полете на малой высоте. |
Первый полк Ил-28 прошел в парадном строю над Красной площадью 1 мая 1950 года. За 1950 год войска получили почти 250 Ил-28, но темпы перевооружения шли недопустимо медленно. Планы серийного производства пересматривались в сторону увеличения - на 1953 год поставили задачу сдать 1000 Ил-28!
Первыми на Ил-28 перевооружались авиаполки ВВС,дислоцированные на западных рубежах СССР. В 1952 году началось поступление Ил-28 в минноторпедные авиаполки авиации ВМФ.
В 1953 году Ил-28 уже составляли основное боевое ядро бомбардировочной авиации. К 1955 году в ВВС имелось 30 полков Ил-28 - почти 1700 самолетов. В этом же году впервые были приведены в состояние боевой готовности Ил-28 в варианте носителя тактической атомной бомбы. Однако уже на следующий год Главком ВВС предложил прекратить серийное производство Ил-28 - началось печально знаменитое хрущевское сокращение армии. Сотни новых самолетов уничтожали, летчиков и техников увольняли из армии.
Решение о фактическом снятии с вооружения бомбардировщиков Ил-28 было опрометчивым. Самолет вполне мог служить еще десятилетия и вполне вписывался в изменившиеся концепции боевого применения авиации. Так, командующий 40-й армией генерал Б. В. Громов положительно оценивал действия Ил-28 ВВС Афганистана, атомные Ил-28А и разведчики Ил-28Р служили в отечественных ВВС до середины 1970-х годов, а «летающие парты» Ил-28У - до середины 1980-х.
Ситуация с реактивными разведчиками в начале 1950-х годов была ничуть не лучше, чем с реактивными бомбардировщиками - их не было! Хотя первый Ил-28Р поднялся в воздух еще в 1950 году, серийное производство было развернуто только в 1953 году. Одним из первых Ил-28Р получил один из самых прославленных авиаполков отечественных ВВС - 47-й отдельный гвардейский Борисовский Краснознаменный ордена Суворова III степени разведывательный авиаполк. В годы войны этот полк выполнял задания Ставки ВГК. Перевооружение на Ил-28Р полк начал в апреле 1954 года, тогда 47-й ОГРАП дислоцировался в Мига- лово (Тверь). Экипажи полка отрабатывали задачи по выполнению радиолокационной разведки и фоторазведки, а в 1955 году выполнили топографическую съемку центральных областей России в масштабе 1: 50 000. 47-й ОГРАП сдал свои Ил-28Р в 1960 году - одним из первых, как и получил. В том же году полк, первым в ВВС, перевооружили на сверхзвуковые Як-27Р.
Ил-28 принимал участие во многих войнах и вооруженных конфликтах, но ни разу не стал «звездой» первой величины. Впервые разведчики Ил-28Р в боевых действиях были задействованы в 1956 году при подавлении антикоммунистического мятежа в Венгрии. Один самолет был тогда сбит над островом Чепель в Будапеште. В 1961 году бомбардировщики Ил-28, наряду с баллистическими ракетами Р-12, стали «героями» Карибского кризиса. На Кубу удалось перебросить шесть Ил-28А, все они были выведены с острова по настоянию США.
В годы войны во Вьетнаме на вооружении ВВС ДРВ имелись Ил-28, но в боевой обстановке их не использовали, тем не менее, американцам приходилось «держать в уме» возможность нанесения Илами ударов по наземным целям.
В теории Египет очень эффективно мог применить свои Ил-28 в войне с Израилем, однако на практике ВВС Израиля уничтожили почти все Илы на аэродромах в первые часы войны 1 967 года - Ил-28 относились к целям наивысшего приоритета.
В конце 1960-х годов из-за желания властей провинции Биафра получить независимость разгорелась война в Нигерии. Шесть Ил-28, поставленных Нигерии Алжиром, заметной роли в боевых действиях не сыграли.
Дольше всего, до 2000-х годов, Ил-28 оставались на вооружении в Румынии и Албании, в КНДР эти самолеты формально состоят на вооружении и в настоящее время.
С перевооружением на реактивные бомбардировщики в СССР сильно запоздали - до 1950 года в ВВС и морской авиации реактивных бомбардировщиков не было. У поршневых бомбардировщиков, часть из которых еще помнила войну, истекал ресурс, а главное - они безнадежно устарели. Главнокомандующий ВВС П.Ф. Жихарев о тревожной ситуации в бомбардировочной авиации докладывал лично Сталину. Положение требовалось изменить в кратчайший срок. Очень кстати пришлись простота производства и пилотирования Ил-28.
Первый полк Ил-28 прошел в парадном строю над Красной площадью 1 мая 1950 года. За 1950 год войска получили почти 250 Ил-28, но темпы перевооружения шли недопустимо медленно. Планы серийного производства пересматривались в сторону увеличения - на 1953 год поставили задачу сдать 1000 Ил-28!
Первыми на Ил-28 перевооружались авиаполки ВВС,дислоцированные на западных рубежах СССР. В 1952 году началось поступление Ил-28 в минноторпедные авиаполки авиации ВМФ.
В 1953 году Ил-28 уже составляли основное боевое ядро бомбардировочной авиации. К 1955 году в ВВС имелось 30 полков Ил-28 - почти 1700 самолетов. В этом же году впервые были приведены в состояние боевой готовности Ил-28 в варианте носителя тактической атомной бомбы. Однако уже на следующий год Главком ВВС предложил прекратить серийное производство Ил-28 - началось печально знаменитое хрущевское сокращение армии. Сотни новых самолетов уничтожали, летчиков и техников увольняли из армии.
Решение о фактическом снятии с вооружения бомбардировщиков Ил-28 было опрометчивым. Самолет вполне мог служить еще десятилетия и вполне вписывался в изменившиеся концепции боевого применения авиации. Так, командующий 40-й армией генерал Б. В. Громов положительно оценивал действия Ил-28 ВВС Афганистана, атомные Ил-28А и разведчики Ил-28Р служили в отечественных ВВС до середины 1970-х годов, а «летающие парты» Ил-28У - до середины 1980-х.
Ситуация с реактивными разведчиками в начале 1950-х годов была ничуть не лучше, чем с реактивными бомбардировщиками - их не было! Хотя первый Ил-28Р поднялся в воздух еще в 1950 году, серийное производство было развернуто только в 1953 году. Одним из первых Ил-28Р получил один из самых прославленных авиаполков отечественных ВВС - 47-й отдельный гвардейский Борисовский Краснознаменный ордена Суворова III степени разведывательный авиаполк. В годы войны этот полк выполнял задания Ставки ВГК. Перевооружение на Ил-28Р полк начал в апреле 1954 года, тогда 47-й ОГРАП дислоцировался в Мига- лово (Тверь). Экипажи полка отрабатывали задачи по выполнению радиолокационной разведки и фоторазведки, а в 1955 году выполнили топографическую съемку центральных областей России в масштабе 1: 50 000. 47-й ОГРАП сдал свои Ил-28Р в 1960 году - одним из первых, как и получил. В том же году полк, первым в ВВС, перевооружили на сверхзвуковые Як-27Р.
Ил-28 принимал участие во многих войнах и вооруженных конфликтах, но ни разу не стал «звездой» первой величины. Впервые разведчики Ил-28Р в боевых действиях были задействованы в 1956 году при подавлении антикоммунистического мятежа в Венгрии. Один самолет был тогда сбит над островом Чепель в Будапеште. В 1961 году бомбардировщики Ил-28, наряду с баллистическими ракетами Р-12, стали «героями» Карибского кризиса. На Кубу удалось перебросить шесть Ил-28А, все они были выведены с острова по настоянию США.
В годы войны во Вьетнаме на вооружении ВВС ДРВ имелись Ил-28, но в боевой обстановке их не использовали, тем не менее, американцам приходилось «держать в уме» возможность нанесения Илами ударов по наземным целям.
В теории Египет очень эффективно мог применить свои Ил-28 в войне с Израилем, однако на практике ВВС Израиля уничтожили почти все Илы на аэродромах в первые часы войны 1 967 года - Ил-28 относились к целям наивысшего приоритета.
В конце 1960-х годов из-за желания властей провинции Биафра получить независимость разгорелась война в Нигерии. Шесть Ил-28, поставленных Нигерии Алжиром, заметной роли в боевых действиях не сыграли. Дольше всего, до 2000-х годов, Ил-28 оставались на вооружении в Румынии и Албании, в КНДР эти самолеты формально состоят на вооружении и в настоящее время.
Комментариев нет:
Отправить комментарий