Р-5
Основная серийная версия, которая строилась крупными партиями с 1930-го по 1936 год. В 1930 году было выпущено всего 30 экземпляров, но в 1931 - уже 336,в 1932-884, в 1933-1572, в 1934-1642, а в 1935-450.Начиная с 1931 года, все цифры включают Р-5Ш.
Р-5Ш (штурмовик)
Ударная модификация, оснащенная усиленным вооружением. В дополнение к синхронному пулемету ПВ-1 на нижнем крыле в алюминиевых обтекателях были установлены попарно еще четыре таких пулемета, а максимальная бомбовая нагрузка увеличена до 500 кг.
Начиная с 1931 года, P-5LU выпускался параллельно с основной модификацией.
Р-5А (МР-5)
Гидровариант Р-5, разработанный в 1931 году для военно-морского флота. Авторы проекта - Д.А. Михайлов и В. Б. Шавров. Помимо поплавкового шасси, Р-5А отличался увеличенным оперением новой формы и системой запуска двигателя при помощи заводной рукоятки. Самолет считался чистым разведчиком, поэтому бомбовых подвесок на нем не было.
Масса машины увеличилась почти на 400 кг, соответственно, понизились летные характеристики. Тем не менее ее запустили в серию на заводе № 1 и в 1934-1935 годах построили 111 штук.
Р-5А прослужили недолго, поскольку их деревянно-полотняная конструкция плохо выдерживала влажный морской климат.
Р-5Т (торпедоносец)
В 1933 году инженер В.В. Никитин спроектировал модификацию Р-5, предназначенную для сброса противокорабельной авиационной торпеды.
Было переработано шасси (вместо единой тележки сделали отдельные стойки, между которыми крепилась торпеда), удлинен хвостовой костыль и по типу Р-5А увеличено вертикальное оперение.
Самолет оказался удачным.
В 1935 году построили небольшую серию в 50 экземпляров, которую отправили на Дальний Восток и ввели в состав ВВС Тихоокеанского флота. Там Р-5Т эксплуатировались до конца 1938 года, пока не пришли в негодность.
Р-5Л (лимузин)
Разработанная инженерами А.Н. Рафаэлянцем и Б.Л. Бухгольцем в 1931 году пассажирская модификация Р-5 с закрытой кабиной для двух человек вместо кабины стрелка. Пассажиры сидели в удобных креслах лицом к лицу, а сверху пассажирскую и пилотскую кабины закрывал общий прозрачный фонарь на алюминиевом каркасе. Для попадания в кабины два сегмента фонаря откидывались вверх.
На авиазаводе № 39 построили один экземпляр «лимузина», продемонстрированный членам правительства. Затем в 1932-1933 годах на заводе N2 1 выпустили еще несколько штук, один из них предназначался для народного комиссара тяжелой промышленности ГК. Орджоникидзе.
П-5 (пассажирский)
Упрощенная гражданская модификация с открытыми кабинами. От боевого варианта отличалась отсутствием вооружения и установкой в задней кабине одного или двух пассажирских кресел.
ЛП-5 (лимузин пассажирский)
Обобщенное название нескольких вариантов пассажирских конверсий Р-5 с закрытыми кабинами на два или три человека. В отличие от Р-5Л перекрытия кабин были не целлулоидные, а деревянные с окнами.
На некоторых экземплярах кабины отапливались горячим воздухом, отводимым от двигателя. Такие машины использовались в Полярной авиации. Иногда их называли Арк-5 (от слова «арктический»). Также встречались ЛП-5 с дополнительными топливными баками, грузовыми контейнерами, укрепленными по бортам фюзеляжа, либо с грузовыми подвесками под нижним крылом.
Р-5ССС (скоростной, скороподъемный, скорострельный)
Улучшенная версия Р-5Ш, запущенная в серийное производство в конце 1935 года. Всего построено по разным данным от 350 до 400 экземпляров.
Вместо пулеметов ПВ-1 и ДА самолет Р-5ССС нес четыре пулемета ШКАС, встроенные в нижнее крыло, и еще один такой же пулемет на новой турели ТУР-8.
ШКАС обладал гораздо более высокой скорострельностью, чем ПВ-1. Благодаря этому огневая мощь самолета намного усилилась.
Р-5ССС оснастили мотором М-17Ф, форсированным до 71 5 л.с. Повышению летных данных также способствовало облагораживание внешних форм, в частности, установка обтекателей колес и зализов в местах сочленений крыльев с фюзеляжем и стойками. Мелкие бомбы теперь размещались во внутреннем бомбоотсеке, а не на наружных подвесках, что тоже положительно сказалось на аэродинамике. Вдобавок удалось снизить массу конструкции за счет применения более качественной древесины и замены части шурупно-гвоздевых соединений на клеевые. Все это вместе взятое обеспечило существенное повышение скорости, скороподъемности и потолка.
ЭД-1 (экспериментальный дизельный)
Опытный самолет на базе Р-5, оснащенный немецким дизельным двигателем Jumo-04, который у нас предполагали закупать по импорту или выпускать по лицензии. ЭД-1 предназначался для летных испытаний этого двигателя. Самолет успешно выполнил свою задачу, совершив около 200 полетов, в ходе которых было досконально изучено поведение мотора на разных высотах, скоростях и режимах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий