08.06.2013
Эксплуатация Р-5
И хотя истребители И-16 и летающие гиганты Туполева получили в народе гораздо более широкую известность, простой и неприхотливый Р-5 был тогда самой массовой боевой машиной ВВС РККА, настоящей «рабочей лошадкой».
Уже в 1931 -1932 годах Р-5 получили 12 легких бомбардировочных эскадрилий (эскадрилья тогда состояла из 30 самолетов), девять разведывательных и четыре корпусных, то есть связных.
С 1932 года Р-5 начали поступать не только в ВВС, но и в авиаподразделения других ведомств. В частности, 11 машин, оснащенных фотоаппаратами, передали Главному геологическому управлению, а еще 48 самолетов с радиостанциями отправили в Главное Управление пограничной охраны.
Тогда же часть серийных машин начала выпускаться в грузопассажирском варианте П-5 и поступать в отделения Аэрофлота. Обычно П-5 использовали для доставки срочных малогабаритных грузов и почты.
Более 30 экземпляров П-5 и ЛП-5 получила Полярная авиация. Весной 1934 года эти самолеты прославились своим участием в операции по спасению экипажа и пассажиров затонувшего в Северном Ледовитом океане парохода «Челюскин». Летчикам приходилось с риском для жизни садиться прямо на дрейфующие льдины, но операция завершилась полным успехом: все люди с «Челюскина» были эвакуированы на «большую землю». Пилоты П-5 Молоков, Каманин и Водопьянов за спасение челюскинцев в числе первых получили звания Героев Советского Союза.
В 1 933 году Р-5 вступили в бой, причем произошло это не на советской территории, а в китайской провинции Синцзян, правительство которой объявило о своем суверенитете и об установлении дружеских отношений с Советским Союзом. СССР заключил с Синцзяном договор о военной взаимопомощи, в рамках которого туда прилетела эскадрилья Р-5 с советскими экипажами.
Сразу после прибытия летчикам пришлось «понюхать пороха», поскольку против синцзянских властей поднял мятеж один из местных феодалов. Он попытался штурмовать столицу провинции - город Урумчи, но в этот момент над его войсками появилось звено Р-5 и открыло огонь из пулеметов. Повстанцы, впервые увидевшие «ревущих драконов», в панике разбежались.
После этого эскадрилья еще некоторое время использовалась для связи, доставки грузов и обучения китайских пилотов, но однажды почти все ее самолеты были уничтожены внезапно налетевшим ураганом.
В октябре 1936 года партия новых Р-5ССС (31 самолет) с летчиками и наземным персоналом была отправлена в Испанию на помощь республиканскому правительству в его борьбе против мятежников генерала Франко. 2 декабря они начали боевые действия. Дебют оказался удачным: штурмовики разгромили кавалерийский эскадрон и разбомбили аэродром Талавера, уничтожив несколько бомбардировщиков.
Но тогда же проявилась и высокая уязвимость Р-5 от огня с земли. Смертельную опасность для относительно тихоходного самолета, не имевшего брони, представляли даже винтовки. В первом же боевом вылете один Р-5 был сбит, еще несколько получили повреждения.
В дальнейшем число потерь увеличилось, за месяц погибло семь машин. Это вынудило переквалифицировать штурмовик в ночной бомбардировщик и применять его в темное время суток, когда эффективность зенитного огня снижалась. С 1938 года на Р-5 летали испанские экипажи, обученные советскими специалистами.
Летом 1938 года Р-5 и Р-5ССС принимали участие в пограничном конфликте с японцами на озере Хасан. Действуя по прямому назначению, они бомбили и штурмовали вражеские войска. Зенитное противодействие было слабым, поэтому обошлось без потерь.
Через год во время очередного советско-японского конфликта на реке Халхин-Гол против японцев действовала смешанная советско-монгольская эскадрилья на Р-5Ш. Поскольку на этот раз противник имел в зоне боев сильную авиацию и ПВО, поликарповские бипланы работали только по ночам. Боевых потерь снова не было, но два самолета потерпели аварии при посадках.
В сентябре 1939-го все военные модификации Р-5 участвовали в необъявленной польско-советской войне, в результате которой в состав СССР вошли Западная Украина и Западная Белоруссия. А через два месяца началась советско-финская война, в которой Р-5, Р-5Ш и Р-5ССС тоже сыграли свою роль в качестве разведчиков, ближних бомбардировщиков, корректировщиков и легких транспортников. Как штурмовики их уже не использовали, в этой роли более эффективными оказались истребители И-15бис, И-153 и И-16.
К началу Великой Отечественной войны Р-5 считались морально устаревшими. Они были выведены из боевого состава ВВС и применялись только как учебные, связные и штабные машины. Но огромные потери самолетов в начале боевых действий заставили командование вернуть «старичков» в строй. В ноябре 1941 года вышел приказ о формировании 27 ночных бомбардировочных полков на Р-5. Самолеты и экипажи для них набирали из аэроклубов, летных школ, а также из гражданского воздушного флота.
Уже в декабре первые полки «ночников» вступили в бой под Москвой. Они бомбили вражеские гарнизоны, транспортные узлы, мосты и переправы через реки, участвовали в снабжении партизан и в эвакуации раненых. Но «дряхлость» старых машин давала о себя знать. Число боеспособных Р-5 быстро сокращалось, причем не столько от боевых потерь, сколько из-за физического износа. Положение усугублялось нехваткой запчастей, выпуск которых давно прекратился.
До 1945 года из шести тысяч выпущенных Р-5 дожили только 38. В том же году все они были сданы на слом. Долгое время не существовало ни одного экземпляра прославленной машины. Но в 1985 году в горах Памира альпинисты нашли потерпевший аварию еще до войны Р-5. Группа энтузиастов решила восстановить легендарный самолет.
Работы велись в Таджикистане на территории местного авиаремонтного завода, причем заканчивать их пришлось уже в условиях развала Союза и охватившей республику гражданской войны. Только в 1993 году Р-5 военно-транспортным «бортом» доставили в Россию, и сейчас эта возрожденная реликвия отечественной истории является одним из экспонатов Монинского музея авиации.
Открыл для себя что-то новенькое? Поделись с друзьям:
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий