ТБ-3 образца 1932 года в полете. о том, что это самая ранняя модификация бомбардировщика, свидетельствует отсутствие «бороды» под штурманской кабиной. |
ТБ-3 М-17 образца 1 932 года
Первые серийные экземпляры ТБ-3, построенные в 1932 году, довольно сильно отличались от прототипа, в том числе и внешне. На прототипе элероны имели роговую компенсацию, выходящую за обрез крыла. В серии от этого отказались, а для уменьшения нагрузки на штурвалы применили специальные пружинные компенсаторы.
Размеры киля и руля направления увеличили, вертикальное оперение стало более высоким.
Но главные изменения коснулись шасси. Поскольку советская резинотехническая промышленность еще не могла освоить выпуск покрышек большого диаметра, а установка на самолет маленьких колес приводила к недопустимо высокому давлению на грунт (ТБ-3 предназначался для эксплуатации с полевых аэродромов без твердого покрытия), пришлось для распределения нагрузки ставить двухколесные тележки шасси.
Хвостовой костыль также переделали. На прототипе он был деревянный и выходил из днища фюзеляжа под стабилизатором. Для серийных машин костыли делали из металла и крепили к задней кромке фюзеляжа, так что амортизационный подкос проходил в вырезе руля направления.
Интересной особенностью машины было то, что ее конструкция являлась разборной. Фюзеляж делился на три части, крыло - на 14 частей, и даже киль состоял из двух фрагментов. Это делалось для того, чтобы самолеты можно было перевозить на дальние расстояния железнодорожным транспортом, не тратя на перелеты авиатопливо и драгоценный моторесурс.
В 1932 году советские ВВС получили 160 ТБ-3. 155 из них выпустил 22-й завод, а еще пять - подключенный в конце года к постройке тяжелых бомбардировщиков авиазавод N2 39 имени Менжинского.
ТБ-3 образца 1932 года на заснеженном аэродроме. На самолете виден дополнительный опознавательный знак (звездочка), нарисованный на носу фюзеляжа. |
ТБ-3 М-17 образца 1 933 года
По ходу серийного производства в конструкцию машины продолжали вноситься изменения. С 1933 года для облегчения работы штурмана-бомбардира под носовой частью начали делать так называемую «люльку» или «бороду» - небольшой частично застекленный выступ, в котором разместили бомбовый прицел (использовались немецкие прицелы Hertz, а потом их советские аналоги ОПБ-1 и ОПБ-2).
Для улучшения аэродинамики крыла гофрированную обшивку передней кромки заменили на гладкую, а для снижения полетного веса отказались от части внутренних перегородок. С этой же целью из экипажа убрали радиста, а его обязанности стал выполнять один из стрелков.
В хвосте оборудовали туалет. Раньше экипажи ТБ-3 были лишены этого, казалось бы, естественного и необходимого удобства, хотя полеты на максимальную дальность продолжались по восемь - десять часов.
До конца 1933 года 22-й завод построил 270 бомбардировщиков с моторами М-17, а 39-й - 37.
ТБ-3 М-34
Еще в 1932 году предполагалось начать оснащать ТБ-3 новыми мощными моторами М-34. В отличие от М-17 это была полностью советская разработка. Первые 38 экземпляров ТБ-3 с М-34 вышли из цехов 22-го завода в конце 1933 года. Для них спроектировали обтекаемые мотогондолы с радиаторами, смещенными назад.
Ранние М-34 еще не имели редукторов. Это не позволяло устанавливать на них винты большого диаметра для более эффективного снятия повышенной мощности. Поэтому характеристики бомбардировщиков с новой силовой установкой улучшились весьма незначительно. Тем не менее в 1933-1934 годах собрали около 100 ТБ-3 с безредукторными М-34.
ТБ-3 М-34Р (ТБ-ЗР)
В 1933 году успешно прошел испытания мотор М-34Р, оснащенный понижающим редуктором, который позволял задействовать низкооборотные винты большого диаметра с увеличенным КПД. ТБ-3 с этими моторами внедрили в серийное производство в 1934 году. На них ставили пропеллеры диаметром 4,4 м - почти на метр больше, чем на предыдущих модификациях. Летные данные резко подскочили, особенно повысилась скороподъемность.
Помимо двигателей в новых, еще раз переделанных мотогондолах ТБ-ЗР имелось много отличий от предыдущих версий. Коренным образом изменилось стрелковое вооружение. Крайне неудобные в эксплуатации подкрыльевые башни убрали, а одну из турелей Тур-6 перенесли с середины фюзеляжа в его хвостовую оконечность. Благодаря этому она получила очень широкую и практически ничем не ограниченную зону обстрела задней полусферы.
Для размещения турели пришлось полностью переделать заднюю часть фюзеляжа и хвостовое оперение. Киль и руль направления стали выше, а внизу руля появился полукруглый вырез. Защиту снизу обеспечивала люковая пулеметная установка в днище фюзеляжа.
Хвостовой костыль заменили колесом, заполненным пенорезиной (гусматиком). Кроме того, эта модификация впервые получила систему обогрева кабин. Летать зимой стало гораздо комфортнее. Из прочих нововведений надо отметить триммер на руле направления, люки для вылезания на крыло (самолет намеревались использовать не только как бомбардировщик, но и для выброски десантников), пневмопочту между передней и задней кабинами, аэрофотоаппарат АФА-15 и новые электрифицированные бомбосбрасыватели.
ТБ-3Р выпускались 22-м заводом в 1934-1936 годах; всего построено 173 самолета.
ТБ-3 М-34РН (ТБ-ЗРН)
Разработка высотного авиационного мотора М-34РН с приводным центробежным нагнетателем привела к появлению последней и наиболее совершенной серийной модификации ТБ-3. Ее планировали запустить в серию в конце 1934 года, но долгая доводка мотора до требуемой степени надежности отодвинула этот срок почти на год. Лишь в октябре 1935-го прототип новой версии тяжелого бомбардировщика успешно завершил испытания.
Внешне он весьма заметно отличался от предшественников. Исчез характерный уступ в носовой части фюзеляжа, а вместо открытой всем ветрам турели Тур-6 со спаркой ДА там появилась застекленная башенная турель Тур-8 с одним пулеметом ШKAC. Поскольку скорострельность ШКАСа почти вдвое превышала скорострельность ДА, эта замена не вела к снижению обороноспособности. Такая же турель с полусферическим куполом появилась наверху фюзеляжа. В хвосте тоже поставили ШKAC, защитив стрелка от набегающего потока воздуха раздвижным прозрачным козырьком.
Носовая часть ТБ-3 с моторами М-34РН. Интересной особенностью этой машины является то, что на «внутренних» моторах установлены четырехлопастные винты, а на «внешних» — двухлопастные. |
Размах крыла увеличили почти на два метра. Аэродинамику улучшили путем установки обтекателей - «зализов» между крылом и фюзеляжем. Двухколесные тележки шасси заменили одинарными колесами двухметрового диаметра, выпуск которых наконец-то освоили смежники. Моторы М-34РН вращали четырехлопастные деревянные винты фиксированного шага, что в середине 1930-х годов уже считалось архаизмом. В дальнейшем их планировалось заменить на металлические винты изменяемого шага, но в реальности такими винтами оснастили только несколько опытных образцов и три «презентационные» машины, которые использовались для участия в авиашоу и заграничных демонстрационных полетах.
Внутреннее оборудование дополнилось переговорным устройством СПУ-7, с помощью которого члены экипажа, находящиеся в разных кабинах, могли общаться между собой.
ТБ-ЗРН обладал самыми высокими летными показателями из всех крупносерийных модификаций ТБ-3. Неудивительно, что военные проявили к нему повышенный интерес. На 1936 год УВВС заказало 185 таких бомбардировщиков. Последние из них были сданы в 1937 году, после чего выпуск ТБ-3 прекратился. Некоторые самолеты из последней партии получили форсированные моторы М-34ФРН мощностью по 1000 л.с. и дополнительные бензобаки в консолях крыла.
Частично зачехленный ТБ-3 последней модификации с моторами М-34РН и четырехлопастными винтами. Под самолетом подвешены парашютные грузовые контейнеры. |
Звено-СПБ
В 1931 году военный инженер B.C. Вахмистров выдвинул идею «самолета-авиаматки» - бомбардировщика, несущего на себе истребители, которые в случае атаки вражеских перехватчиков отцеплялись от носителя и вступали в бой. «Авиаматки» предполагалось использовать при полетах в глубокий вражеский тыл, куда обычные истребители сопровождения не могли добраться из-за нехватки горючего. Программа получила название «Самолет-звено» или просто «Звено».
Первоначально в качестве «матки» испытывали двухмоторный бомбардировщик ТБ-1, но появление гораздо более мощного и грузоподъемного ТБ-3 сразу переключило внимание на него.
Опыты по запуску истребителей в воздухе с ТБ-3 начались в 1932 году. Сперва истребители крепили сверху на крыле и фюзеляже, закатывая их туда по специальным деревянным аппарелям. Но поскольку это было довольно неудобно, вскоре пришли к мысли подвешивать самолеты снизу под крылом. «Авиаматку» комплектовали разными типами истребителей - И-5, И-7 и И-16. Наиболее подходящим оказался вариант с двумя И-16. Его, в конце концов, довели до практического применения, но уже в несколько ином качестве.
Летом 1937 года Вахмистров придумал для «Звена» новую роль составного пикирующего бомбардировщика (СПБ). Замысел конструктора состоял в том, что носитель должен доставить в заданный район пару истребителей, нагруженных тяжелыми бомбами, с которыми они сами не смогли бы взлететь. При этом тихоходная «авиаматка» не входит в зону ПВО, а скоростные истребители поражают цель с пикирования и возвращаются домой «налегке».
СПБ состоял из ТБ-ЗРН и двух подвешенных под него И-16, каждый из которых в свою очередь нес по две 250-кило- граммовые бомбы. В 1938 году комплекс успешно прошел испытания: истребители точно уложили бомбы в мишень - нарисованный на земле силуэт корабля. В результате Звено-СПБ приняли на вооружение авиации ВМФ и оснастили соответствующим оборудованием самолеты 18-го военно-транспортного отряда, а также истребители 32-го ИАП ВВС Черноморского флота.
Ранняя версия «самолета-звена» с двумя истребителями И-16 тип 4, подвешенными под крылом ТБ-3 образца 1932 года. Снимок сделан во время испытаний летом 1934 года. |
Г-2
Грузо-пассажирская модификация ТБ-3 (название расшифровывается как «граж- данский-второй»), В 1936 году списанные и разоруженные бомбардировщики устаревших моделей начали передавать в Восточно-Сибирское, Дальневосточное, Среднеазиатское и другие периферийные управления «Аэрофлота».
Переделка была минимальной - закрывали металлическими заглушками отверстия под турели и делали остекленное перекрытие над пилотской кабиной. Иногда в бывшем бомбовом отсеке и в задней фюзеляжной кабине ставили пассажирские кресла.
К началу 1940 года «Аэрофлот» имел 41 экземпляр Г-2, а к началу Отечественной войны - 45.
АНТ-6А
(«Авиаарктика») Четыре ТБ-3РН, переоборудованные в 1936 году по заказу Управления полярной авиации для гражданской эксплуатации в условиях крайнего Севера. Самолеты получили полностью закрытые отапливаемые кабины, улучшенное аэронавигационное оборудование, трехлопастные винты изменяемого шага с системами антиобледенения, одноколесные стойки шасси и тормозные парашюты для сокращения пробега на посадке.
Комментариев нет:
Отправить комментарий