Весной 1932 года первая эскадрилья, состоящая из 12 «воздушных линкоров» (это обозначение ТБ-3 нередко встречается в тогдашних документах), поступила на вооружение 17-й авиабригады, размещенной в подмосковном поселке Монино. Вслед за ней на новую технику перевооружались еще пять бригад в европейской части СССР. В 1933 году две бомбардировочные бригады сформировали на Дальнем Востоке. По штату каждая бригада состояла из четырех эскадрилий и командирской машины - всего 49 самолетов. К началу 1933 года в советских ВВС числилось 144 ТБ-3, а к концу - более 400! Таким флотом тяжелых многомоторных бомбардировщиков не обладала ни одна страна в мире.
К 1936 году на Дальнем Востоке находились уже четыре бригады ТБ-3, которые «держали под прицелом» всю территорию Японии и оккупированной японцами Маньчжурии. Там же «воздушный линкор» принял боевое крещение. Произошло это летом 1938 года во время советско-японского пограничного инцидента на озере Хасан. 6 августа 60 ТБ-3 накрыли японские позиции сплошным бомбовым «ковром», превратив их в некое подобие лунного ландшафта. Это обеспечило победу советских войск, а японцы не смогли сбить ни одного бомбардировщика.
ТБ-3 мог перевозить на наружной подвеске тяжелые крупногабаритные грузы, например, плавающий танк Т-37 |
Так же успешно и без потерь ТБ-3 действовали год спустя во время очередного советско-японского конфликта на реке Халхин-Гол, правда, там их применяли только ночью.
К 1939 году «линкор» начал устаревать. У потенциальных противников советских ВВС появились скоростные истребители с мощным вооружением, которые могли легко догнать и уничтожить тихоходного неповоротливого гиганта.
Первые признаки того, что эпоха ТБ-3 уходит в прошлое, проявились во время «зимней войны» с Финляндией 1939- 1940 годов. В ней участвовали самолеты из 1-го, 6-го и 7-го ТБАП (тяжелобомбардировочных полков - в 1938 году советские ВВС перешли на полковую структуру). Бомбили города, заводы и железнодорожные объекты. Так продолжалось до 10 марта 1940 года, когда финский истребитель Gladiator атаковал группу ТБ-3 и сбил один самолет. Командование отреагировало запретом посылать ТБ-3 во вражеский тыл в дневное время.
ТБ-3 образца 1932 года при свете прожектора готовится к ночному учебно-боевому вылету. |
К середине 1940 года штаб ВВС уже не рассматривал ТБ-3 как современный бомбардировщик, однако в строю оставалось еще много таких машин. Их предполагалось использовать по ночам или задействовать при высадке десантов. ТБ-3 мог взять на борт до 20 десантников с полным вооружением, а под фюзеляжем допускалась подвеска крупногабаритных грузов вплоть до броневиков и легких танков.
В конце июня того же года ТБ-3 успешно провели крупную десантную операцию против румын в Бессарабии, сбросив более 2000 парашютистов, которые заняли ряд населенных пунктов. Впрочем, задача облегчалась тем, что румынские ВВС и ПВО не оказали сопротивления.
К началу Великой Отечественной войны в составе ВВС и авиации флота насчитывалось более 500 ТБ-3. Сначала их посылали на задания ночью, но ночные налеты не давали должного эффекта. Темнота мешала прицеливанию, а иногда экипажи и вовсе не находили целей.
ТБ-3 образца 1933 года одной из дальневосточных бомбардировочных бригад. |
заправка ТБ-3 топливом с помощью автобензонасоса. |
Но в боевой летописи ТБ-3 1941 год оставил не только черный след. К примеру, весьма успешными были действия Звеньев-СПБ. 1 августа они разбомбили нефтехранилища в румынском порту Констанца. В результате двух налетов 11 и 13 августа был разрушен стратегически важный Черноводский мост через Дунай и шедший параллельно ему нефтепровод. 18 сентября запущенные с ТБ-3 истребители-бомбардировщики уничтожили только что наведенный немцами мост через Днепр у Каховки.
Группа ТБ-3 на аэродроме. На заднем плане - грузопассажирский Г-2, окрашенный в белый цвет с черными полосами за мотогондолами. |
«Обычные» ТБ-3 с осени 1941 года вновь стали действовать ночью, атакуя крупные тыловые объекты противника. Немалую роль они сыграли в снабжении окруженных группировок Красной Армии, в заброске разведчиков во вражеский тыл, а также в доставке грузов в блокадный Ленинград. Обратными рейсами «линкоры» вывозили из города женщин и детей.
В январе 1942 года 22 ТБ-3 совместно с Ли-2 сбросили крупный парашютный десант в районе Вязьмы. В качестве ночных бомбардировщиков ТБ-3 еще успели поучаствовать в Сталинградской и Курской битвах, но в 1944 году уцелевших «древних гигантов» отозвали с фронта, разоружили и перевели в транспортную авиацию. Некоторые из них пережили войну, а в День Воздушного флота 18 августа 1945 года состоялся их «последний парад». В этот день звено ТБ-3 пролетело над Тушинским аэродромом Москвы в едином строю с более новыми тяжелыми бомбардировщиками Пе-8, символизируя прошлое и настоящее советских ВВС.
ТБ-3, вернувшийся из боевого вылета с пробоиной от зенитного снаряда. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий