в Google+ Мы в Google+ Эксплуатация ТБ-3 ~ Легендарные самолеты

Social Icons

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

09.06.2013

Эксплуатация ТБ-3

ТБ-3
Десантники поднимаются по лестнице в грузопассажирскую кабину ТБ-3 для совершения учебного прыжка с парашютом. Чтобы покинуть машину в воздухе парашютист должен был выйти на крыло и соскользнуть вниз с задней кромки. Диагональная белая полоса в цветной окантовке, нарисованная на фюзеляже, является тактической эмблемой, обозначающей принадлежность самолета к определенному авиаполку или эскадрилье. 

Весной 1932 года первая эскадри­лья, состоящая из 12 «воздушных линкоров» (это обозначение ТБ-3 нередко встречается в тогдашних доку­ментах), поступила на вооружение 17-й авиабригады, размещенной в подмо­сковном поселке Монино. Вслед за ней на новую технику перевооружались еще пять бригад в европейской части СССР. В 1933 году две бомбардировочные бри­гады сформировали на Дальнем Восто­ке. По штату каждая бригада состояла из четырех эскадрилий и командирской машины - всего 49 самолетов. К нача­лу 1933 года в советских ВВС числилось 144 ТБ-3, а к концу - более 400! Таким флотом тяжелых многомоторных бом­бардировщиков не обладала ни одна страна в мире.

К 1936 году на Дальнем Востоке нахо­дились уже четыре бригады ТБ-3, которые «держали под прицелом» всю террито­рию Японии и оккупированной япон­цами Маньчжурии. Там же «воздушный линкор» принял боевое крещение. Про­изошло это летом 1938 года во время со­ветско-японского пограничного инцидента на озере Хасан. 6 августа 60 ТБ-3 накрыли японские позиции сплошным бомбовым «ковром», превратив их в некое подобие лунного ландшафта. Это обеспечило по­беду советских войск, а японцы не смогли сбить ни одного бомбардировщика.
ТБ-3
ТБ-3 мог перевозить на наружной подвеске тяжелые крупногабаритные грузы, например, плавающий танк Т-37

Так же успешно и без потерь ТБ-3 дей­ствовали год спустя во время очередно­го советско-японского конфликта на реке Халхин-Гол, правда, там их применяли только ночью.

К 1939 году «линкор» начал устаре­вать. У потенциальных противников со­ветских ВВС появились скоростные истре­бители с мощным вооружением, которые могли легко догнать и уничтожить тихо­ходного неповоротливого гиганта.

Первые признаки того, что эпоха ТБ-3 уходит в прошлое, проявились во вре­мя «зимней войны» с Финляндией 1939- 1940 годов. В ней участвовали самолеты из 1-го, 6-го и 7-го ТБАП (тяжелобомбар­дировочных полков - в 1938 году совет­ские ВВС перешли на полковую структуру). Бомбили города, заводы и железно­дорожные объекты. Так продолжалось до 10 марта 1940 года, когда финский ис­требитель Gladiator атаковал группу ТБ-3 и сбил один самолет. Командование от­реагировало запретом посылать ТБ-3 во вражеский тыл в дневное время.
ТБ-3 образца 1932
ТБ-3 образца 1932 года при свете прожектора готовится к ночному учебно-боевому вылету.

К середине 1940 года штаб ВВС уже не рассматривал ТБ-3 как современный бомбардировщик, однако в строю остава­лось еще много таких машин. Их предпо­лагалось использовать по ночам или за­действовать при высадке десантов. ТБ-3 мог взять на борт до 20 десантников с полным вооружением, а под фюзеляжем допускалась подвеска крупногабарит­ных грузов вплоть до броневиков и лег­ких танков.

В конце июня того же года ТБ-3 успеш­но провели крупную десантную операцию против румын в Бессарабии, сбросив более 2000 парашютистов, которые заня­ли ряд населенных пунктов. Впрочем, за­дача облегчалась тем, что румынские ВВС и ПВО не оказали сопротивления.

К началу Великой Отечественной вой­ны в составе ВВС и авиации флота на­считывалось более 500 ТБ-3. Сначала их посылали на задания ночью, но ноч­ные налеты не давали должного эффекта. Темнота мешала прицеливанию, а иногда экипажи и вовсе не находили целей.
ТБ-3 образца 1933
ТБ-3 образца 1933 года одной из дальневосточных бомбардировочных бригад.

заправка ТБ-3
заправка ТБ-3 топливом с помощью автобензонасоса.
Тогда был отдан жестокий, но вынуж­денный приказ - бомбить днем, невзирая на неизбежные при этом потери. И поте­ри действительно оказались огромными. 26 июня три бомбардировщика пытались атаковать вражескую переправу через Березину, ни один из них не вернулся. 29 июня немецкие истребители сбили де­вять ТБ-3 в районе Бобруйска, а 10 июля у Могилева Мессершмитты за несколь­ко минут расстреляли восемь «воздушных линкоров» из 14-го ТБАП. Стрелок по­следнего бомбардировщика, когда его са­молет уже горел, все же сумел сбить одно­го из нападавших. Очевидец этой драмы писатель Константин Симонов описал ее в своих мемуарах «Разные дни войны».

Но в боевой летописи ТБ-3 1941 год оставил не только черный след. К при­меру, весьма успешными были действия Звеньев-СПБ. 1 августа они разбомби­ли нефтехранилища в румынском пор­ту Констанца. В результате двух налетов 11 и 13 августа был разрушен стратегиче­ски важный Черноводский мост через Ду­най и шедший параллельно ему нефте­провод. 18 сентября запущенные с ТБ-3 истребители-бомбардировщики унич­тожили только что наведенный немцами мост через Днепр у Каховки.
Группа ТБ-3 на аэродроме
Группа ТБ-3 на аэродроме. На заднем плане - грузопассажирский Г-2, окрашенный в белый цвет с черными полосами за мотогондолами.

«Обычные» ТБ-3 с осени 1941 года вновь стали действовать ночью, атакуя крупные тыловые объекты противника. Немалую роль они сыграли в снабжении окруженных группировок Красной Ар­мии, в заброске разведчиков во враже­ский тыл, а также в доставке грузов в бло­кадный Ленинград. Обратными рейсами «линкоры» вывозили из города женщин и детей.

В январе 1942 года 22 ТБ-3 совмест­но с Ли-2 сбросили крупный парашютный десант в районе Вязьмы. В качестве ноч­ных бомбардировщиков ТБ-3 еще успе­ли поучаствовать в Сталинградской и Кур­ской битвах, но в 1944 году уцелевших «древних гигантов» отозвали с фронта, разоружили и перевели в транспортную авиацию. Некоторые из них пережили вой­ну, а в День Воздушного флота 18 авгу­ста 1945 года состоялся их «последний парад». В этот день звено ТБ-3 пролете­ло над Тушинским аэродромом Москвы в едином строю с более новыми тяжелы­ми бомбардировщиками Пе-8, симво­лизируя прошлое и настоящее советских ВВС.
ТБ-3
ТБ-3, вернувшийся из боевого вылета с пробоиной от зенитного снаряда. 

По теме:

Открыл для себя что-то новенькое? Поделись с друзьям:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

 

Интересное!

О проекте

Легендарные самолеты - проект, рассказывающий о самых известных самолетах, составивших гордость отечественного самолетостроения с начала XX века до настоящих дней - истребителях, штурмовиках, бомбардировщиках, разведчиках, противолодочных и военнотранспортных самолетах. Проект охватит боевые самолеты, состоящие на вооружении России в Первой мировой войне, Второй мировой войне, в советский период и настоящее время.

Followers

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

Поиск